​“Не упустить момент”: о развитии внутреннего туризма в регионах России

О том, как российским городам использовать опыт прошедшего отпускного сезона и привлечь туристов в будущем, рассуждает Артем Кромочкин, руководитель направления краткосрочной аренды Авито Недвижимости.

Этим летом сфера туризма в России получили уникальную возможность для развития. Закрытие границ взвинтило спрос как на все традиционные направления – Черноморское побережье, Питер, Москву, Казань, Алтай, Кавказ – так и на менее избитые маршруты. Например, спрос на краткосрочную аренду жилья в Красноярске вырос почти в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в полтора и более раз активнее искали жилье в городах Поволжья, на четверть – в таких городах, как Томск или Екатеринбург.

Особую значимость этот всплеск интереса имел для небольших культурно-исторических центров, некоторые из которых пережили настоящий ажиотаж. Повышенный спрос как под увеличительным стеклом подсветил и достоинства, и недостатки инфраструктуры и предлагаемых для туристической аренды объектов. 

И сейчас регионам очень важно изучить полученный этим летом опыт, чтобы перевести ситуационный интерес в долгосрочный – чтобы люди продолжали посещать эти места даже при условии открытых границ.

Спрос россиян на краткосрочную аренду туристического жилья (лето 2019 к лету 2020)

Город Изменение спроса за год
Суздаль 2,1 раза
Кострома 46%
Нижний Новгород 61%
Торжок 53%
Переславль-Залесский 64%
Углич 57%
Красноярск 2,4 раза
Екатеринбург 27%
Томск 28%

Так сложилось, что за пределами популярных внутренних направлений, особенно в малых городах, многие собственники, сдающие свое жилье посуточно, привыкли зарабатывать пассивно, не вкладываясь ни в сервис, ни в дизайн, ни в привлечение клиентов. Отчасти это связано с тем, что их жители попросту не воспринимали такой бизнес как серьезный источник финансов. Однако этим летом, с наплывом туристов, они поняли, что сфера краткосрочной аренды жилья – прибыльная, и при должном отношении здесь можно и нужно получать существенный доход. Об этом косвенно свидетельствует и то, что во многих регионах “просела” наполняемость гостиниц. Платежеспособные жители мегаполисов снимали жилье где-нибудь в городках Костромской или Псковской областей на недели или месяцы для самоизоляции, а арендовать квартиру на такой срок гораздо выгоднее, чем номер в гостинице.

При этом запросы на классный сервис и жилье у среднестатистического россиянина повышаются: прослойка «среднего класса» количественно выросла, и, в отличие от начала двухтысячных, сегодня очень много граждан России со стабильным достатком хотят и готовы путешествовать по своей стране. Причем они уже не будут довольствоваться условиями из разряда «будем рады и раскладушке». А как раз в малых городах собственники зачастую словно застряли в старой парадигме: мало объектов с качественным ремонтов, посредственный сервис. И это нужно менять.

Между тем, у регионов есть уникальное преимущество, чтобы действительно процветать в сегменте посуточной аренды недвижимости. Некоторые небольшие, но имеющие туристический потенциал населенные пункты не могут похвастаться наличием хороших отелей – крупные сети туда просто не заходят, а качество имеющихся гостиниц непредсказуемо. Но конкуренции у них нет – туристам просто негде больше останавливаться. И здесь у местного населения появляется шанс предложить свои варианты жилья путешественникам и выгодно выделиться на фоне существующих опций. Скажем, обычная цена однокомнатной квартиры при посуточной аренде в центре Твери – на уровне 1500 рублей в день, а квартиру с дизайнерским ремонтом можно сдавать за 3000 рублей и больше.

Кроме того, отдыхающим стоит предлагать насыщенную культурную программу и разные способы проведения досуга. И если проанализировать, многие популярные у туристов малые города привлекают гостей именно этим, а не природными или архитектурными достопримечательностями. Конечно, в России есть и “музейные” Суздаль или Ростов Великий, которые целенаправленно сохранялись как заповедники в советское время, но найдется и множество других примеров.

Одним из самых вдохновляющих является город Мышкин в Ярославской области, который посещают до 140 000 туристовв год. Расположение на Волге совсем не уникально – особенным Мышкин сделал энтузиазм местных краеведов, которые организовали в историческом центре множество музеев, ремесленных мастерских, магазинов с волжскими деликатесами и изделиями народных промыслов. 

Еще один пример – подмосковная Коломна, где можно не просто посетить производство пастилы, а погрузиться в атмосферу XIX века на театрализованных экскурсиях. Вспоминается и Переславль-Залесский с музеем узкоколейной железной дороги и организованными чаепитиями с самоваром, и Выборг со стилизованными под средневековье ресторанами. 

Где-то достопримечательностей объективно больше, где-то – меньше, но во всех этих городах жители, работающие в турбизнесе, объединились, чтобы предложить своим гостям наилучший опыт. Кстати, по этому же принципу развивались и многие европейские малые города, где были придуманы знаменитые ныне гастрономические фестивали и другие мероприятия.

Востребованность такого формата отдыха подтверждается цифрами. Так, недавний опрос Авито Недвижимости о предпочтениях туристов показал, что культурно-познавательный отпуск в 2020 году оказался популярнее пляжного, а больше всего россиянам запомнилось знакомство с достопримечательностями, обычаями и традициями регионов. 

В результате свыше 90% туристов остались довольны казалось бы вынужденным отпуском в России. Наверняка эти тенденции сохранятся в 2021 году, и задача туристической отрасли – обеспечить хорошее предложение для тех, кто вошел во вкус.

За туристическую привлекательность города надо бороться сообща. И если мироздание не наградило его общепризнанными “магнитами” вроде моря, горной вершины или национального парка, кому, как не жителям, создать из своего родного края что-то действительно уникальное?


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook