Стремительное развитие гостиничного бизнеса


Гостиничные МЕТАМОРФОЗЫ

В течение последних пяти лет в России наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. В крупные города приходят международные отельеры, как грибы после дождя растут маленькие частные отели, реконструируются старые советские гостиницы. Правда, в этой отрасли количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса. Что происходит в отельном бизнесе? Как выглядит Нижний Новгород на "гостиничной" карте страны?

"Прошедшие 15–17 лет для гостиничного бизнеса стали эпохой революционных преобразований, — рассказывает исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин. — После распада Совет­ского Союза все внутрикорпоративные связи в разных отраслях, в том числе в сфере гостеприимства, были резко нарушены, многие из средств размещения стагнировали. Тяжелые времена миновали, отрасль начала развиваться — сначала робко, затем все более динамично". Лидерами по развитию гостиничного бизнеса сегодня являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи. Быстро растет отельный бизнес в Калининграде, Томской и Волгоградской областях, на Урале (в частности, в Челябинске и Екатеринбурге), а также в Красноярске. От них немного отстает Дальний Восток. В последние пару лет, по оценкам РГА, наметились положительные тенденции в развитии гостиничного рынка и в Нижнем Новгороде.

Во всех перечисленных регионах, как отмечают эксперты РГА, существует тесная взаимосвязь между отельерами и властями: последние выражают заинтересованность в создании мощной индустрии гостеприимства и пытаются привлечь инвесторов для реализации пер­спективных проектов в сфере гостиничного бизнеса. Правда, в большинстве регионов России этот бизнес развивается бессистемно — без оглядки на реальные потребности рынка. Ярким примером является Москва. По данным представителей УК Accord management group, до 2008 г. в России ежегодное увеличение спроса на места в гостиницах среднего и низшего ценового сегментов составит соответственно 9% и 5%. В настоящее время в Москве наибольшим спросом пользуются именно 2–3-звездные отели, в которых загрузка достигает 80% в год. Однако, несмотря на дефицит качественного гостиничного сервиса эконом-класса, столица делает акцент на создание отелей для путешественников с высоким достатком.

Сегодня, по данным РГА, на Москву и Санкт-Петербург приходится около 70% всего оборота гостиничного рынка России. "Но с каждым годом соотношение будет постепенно меняться в пользу регионов", — прогнозирует г-н Ламшин. В провинции строится все больше гостиниц. К тому же в Москве номерной фонд сокращен за счет сноса и реконструкции таких больших отелей, как "Россия", "Москва", "Интурист", "Спорт", "Минск" и ряда менее крупных объектов. В итоге многие гостиницы эконом-класса переполнены, а цены на их услуги растут.

В Петербурге, напротив, за последний год номерной фонд прирастает за счет создания малых гостиниц на базе квартир в домах, расположенных в центре города. По мнению Геннадия Ламшина, преобразование жилого фонда в частные малые гостиницы играет положительную роль в развитии рынка (если, конечно, не перестараться) — в обеих столицах наблюдается огромный спрос на отели такого типа. Однако в Москве данный сегмент гостиничного бизнеса почему-то не развивается — видимо, инвесторы не считают малый гостиничный бизнес перспективным направлением.

Помимо Петербурга, сегодня бум строительства малых отелей наблюдается в Краснодарском крае (в частности, в Сочи на всей прибрежной 100-километровой полосе и в Геленджике), а также в пригородах Иркутска (акватория Байкала). Объем ввода таких гостиниц ежегодно прирастает в целом по стране на 50%. Сегодня малые отели зачастую занимают самые ликвидные участки в центре городов, причем без инвестиций в приобретение земли и строительство новых зданий. Правда, уровень сервиса в таких заведениях далеко не всегда соответствует стандартам государственной Системы классификации средств размещения. Многие из отелей (особенно на юге страны) не имеют четкой категории.

Впрочем, подобная ситуация складывается и в "большом" отельном бизнесе: во многих городах владельцы отремонтированных старых советских гостиниц и новых отелей не спешат добиваться "звезд", позиционируя себя условно как отели "бизнес-класса" или "среднего класса" и т.д. Это дает отельерам определенную степень свободы: ведь получение "звезд" и постоянное поддержание "звездного" уровня требует серьезных усилий. Тем более, классификация в отличие от сертификации — дело сугубо добровольное.

В сетях крупных компаний

Другое дело — внутренние стандарты — собственные правила, регламентирующие все сферы деятельности отеля. Сегодня они есть у каждого уважающего себя гостиничного предприятия. Если верить экспертам, культуру внедрения собственных внутренних стандартов на постсоветский гостиничный рынок привнесли иностранные отельеры.

По словам г-на Ламшина, активное развитие гостиничного бизнеса началось именно с сотрудничества с крупными международными управляющими компаниями. В стране стали появляться гостиничные бренды, хорошо известные во всем мире, — Mariott (включает в себя 17 брендов), Hilton, Rezidor SAS, Radisson SAS, Royal Hotel, Novotel, Accor. Некоторые регионы с нетерпением ожидают прихода гостиничных сетевиков. В то же время многие стали понимать, что нельзя делать ставку только на известные западные бренды. "Сейчас в столице имеется три гостиницы под маркой Mariott, хотя их 100-процентным владельцем является московская фирма, — говорит Геннадий Ламшин. — А сами международные управляющие компании практически не вкладывают средства в развитие отельного бизнеса в России. Mariott, например, уже лет 8–10 принципиально не инвестирует в отельный бизнес ни в одном регионе мира, только продает франшизы и контракты на управление — тем и живет".

"Иностранные сетевики, которые приходят в Россию, пытаются через свои управленческие компании обеспечивать стабильный сервис, — рассказывает Дмитрий Ермаков, независимый бизнес-консультант, соучредитель Центра рекламно-маркетинговых технологий "R-Group". — Клиент, который путешествует по всему миру и прекрасно знаком с уровнем сервиса в гостиницах определенной сети, должен быть уверен, что в российских отелях той же марки не менее высокий уровень обслуживания. Поэтому принадлежность к какой-либо известной сети — с одной стороны, благо, а с другой, серьезные обязательства. В Нижнем Новгороде на сегодня сетевой формат не представлен, поэтому здесь все гостиницы находятся в равных условиях".

В последние годы в России появились собственные национальные управляющие компании: "Амакс" (13 гостиниц в европейской части страны), Accord management group, "Интурист Хотел Групп" (созданный на базе ВАО "Интурист), "Алросо", "Русские отели", "Евразия", "Форстон" и др. По прогнозам РГА, в ближайшее время количество отечественных гостиничных сетей будет расти. "Опыт у российских сетевых компаний еще не такой богатый, как у международных операторов, зато они развивают бизнес с учетом российской специфики, местного законодательства, что более эффективно", — считает г-н Ламшин.

К тому же, по его словам, сегодня в отрасль активно идет отечественный инвестор, которого уже не пугают большие сроки окупаемости проектов. По подсчетам London Consulting & Management Company, 5-звездный отель окупается за 10 лет при средней доходности 10–12%, 4-звездный — за 8–10 лет с доходностью 11–13%, 3-звездный — за 7–8 лет при доходности 15–17%.

Именно поэтому 3-звездный сегмент в большей степени интересует российских инвесторов и иностранных операторов, и строительная активность будет проявляться именно на этом участ­ке "фронта".

Добро пожаловать в Нижний!

Несмотря на отсутствие в Нижнем известных международных гостиничных брендов, в целом развитие местного отельного рынка отражает общероссийские тенденции. В реконструированных старых домах в историческом центре города появляются небольшие отели, в пригороде растет число придорожных мотелей и частных гостиниц, перестраиваются советские гостиничные комплексы, проектируются новые. В районных центрах (в Павлове, в Сергаче) также создаются уютные отели.

По данным министра поддержки и развития малого предприниматель­ства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Дениса Лабузы, индустрия гостеприимства в 2005 г. выросла в среднем на 15% по всем сегментам, общий оборот отрасли составил 700 млн руб. Заведующая отделом развития туризма Алла Морозова добавила, что гостиничный сервис составляет львиную долю в доходах туристической отрасли. По данным министерства, за прошлый год оборот гостиничного рынка составил полмиллиарда рублей. В нижегородских гостиницах в 2005 г. было размещено порядка 600 тыс. человек. Правда, из 75 тыс. зарубежных граждан, которые прибыли в регион, услугами гостиниц воспользовались лишь 16 тыс. человек. "Так что вопрос развития этой отрасли в регионе стоит достаточно остро", — констатирует г-жа Морозова.

До сих пор в Нижнем Новгороде, по оценкам аналитиков и отзывам бизнес-туристов, довольно трудно найти отель, который отвечал бы требованиям одной или, тем более, нескольких целевых групп и имел бы оптимальное соотношение цены и качества обслуживания. В городе отсутствуют отели VIP-класса (соответствующие 5 звездам) и, что более важно, наблюдается дефицит гостиниц среднего класса, предлагающих услуги достойного качества. Кроме того, эксперты отмечают, что далеко не во всех нижегородских гостиницах уровень сервиса соответствует тем нормам, которые предъявляются к гостиничному делу. Ведь помимо прилично обставленных номеров и вежливого ненавязчивого персонала, в гостинице должен быть хороший ресторан, грамотно оборудованный зал для проведения деловых встреч, тщательно разработанное "дополнительное меню" (оказание оздоровительных и развлекательных услуг) и многое-многое другое — те важные мелочи, из которых складывается имидж отеля. Неудивительно, что многие иностранцы отдают предпочтение съемным квартирам с евроотдел­кой в центре города, даже если речь идет о краткосрочных визитах.

Как утверждают аналитики, наличие "красивых и строгих" внутренних стандартов и даже получение звездного статуса — далеко не все в гостиничном бизнесе. Сегодня решающую роль в успешном развитии отеля играет эффективное управление бизнес-процессами, а также грамотно выстроенная маркетинговая политика. Увы, далеко не все нижегородские (как, впрочем, и российские) гостиничные предприятия могут похвастать этим: зачастую существует огромный разрыв между тем, как себя позиционирует отель, и потребностями целевой аудитории, на которую ориентируется данное заведение.

Бизнес большой надежды

Гостиничная отрасль в Нижнем Новгороде — это традиционно бизнес больших ожиданий и, порой, несбывшихся надежд. Последние 7–8 лет только и слышно, что тот или иной крупный инвестор желает построить в городе достойный отель международного уровня. Однако по ряду причин регионального характера (трудности с выделением земельных участков, политические противостояния, бюрократические проволочки) перспективные проекты в большинстве случаев оставались на бумаге.

На сайтах бронирования отелей на протяжении последних нескольких лет с завидным постоянством фигурируют одни и те же 10–15 гостиниц Нижнего Новгорода и райцентров. За прошедшие 2,5 года к ним прибавились только "Александровский сад", "Никола Хаус" и реконструированная "Ока".

Сегодня в Нижнем проектируется и даже начинает строиться сразу несколько объектов в сфере отельного бизнеса. Например, в районе ТПП планируется реализовать проект по созданию Центра международной торговли и в его рамках открыть 3–4-звездный отель, ориентированный на бизнес-аудиторию. Московская DVK Group заявила о своем намерении инвестировать средства в строительство гостинично-делового комплекса в Нижнем Новгороде с 4-звезд­ным отелем на 250–300 номеров. Возможно, вскоре начнется возведение 4-звездного конгресс-отеля на улице Минина. Небольшой 3-звездный отель "Ильинская слобода" планируется построить в переулке Вахитова. Есть надежда, что в скором будущем на Театральной площади, на месте бывшей гостиницы "Москва", тоже появится новый отель. Как утверждает г-н Лабуза, в региональной стратегии развития туризма гостиничному бизнесу отведена ключевая роль.

Анна Глуховская


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook