Тема недели

Заметили, как много развелось вокруг предпринимателей? Теперь каждый второй — бизнесмен. В современном мире не нужно арендовать помещение, оборудовать офис, нанимать персонал — достаточно лишь иметь аккаунт в Instagram. Социальные сети не просто породили мечты о заработке без вложений, а действительно изменили бизнес и общение с клиентами. А стремительный рост коммерческих аккаунтов постепенно превращает интернет в настоящее телевидение.

Размещено:

Отельеры задумались о мерах поддержки отрасли

Сверхприбыли российских отельеров, похоже, остались в докризисной истории. А застарелые проблемы - нехватка квалифицированных кадров, устаревший номерной фонд, аутсайдерские позиции в сервисе - напротив, обострились.

Что нужно сделать для развития отрасли - об этом шла речь на заседании Комиссии РСПП по туризму и гостеприимству.

Среди факторов, которые могут положительно повлиять на гостиничный бизнес, важнейшее значение имеет господдержка. Под ней подразумеваются не столько преференции для отельеров, сколько меры по формированию внутреннего и внешнего спроса на туруслуги.

В России самый низкий в Европе показатель количества гостиничных номеров на тысячу жителей. В Москве он составляет 3,5 номеров на тысячу, в Санкт-Петербурге – 4,2. И это самая высокая концентрация по стране. Дальше идут Екатеринбург и Новосибирск с показателями 2,1 и 0,8. Для сравнения в Берлине и Мадриде – 11,4 и 11,2 на тысячу соответственно, а в Париже, Лондоне и Риме – 18,6, 15,3 и 19,5. В Москве больше всего в России номеров, отвечающих международным требованиям, однако даже здесь их в несколько раз меньше, чем в крупных европейских городах. В целом для гостиничной отрасли России характерны значительная изношенность номерного фонда (более 50% отелей представляют собой объекты советской эпохи) и выраженная концентрация номерного фонда в Москве и Санкт-Петербурге – здесь находится более 30% всех гостиниц страны. Эти цифры озвучил директор офиса глобальных продаж в России и СНГ InterContinental Hotels Group (IHG), кандидат экономических наук Алексей Волов в своем докладе на заседании Комиссии РСПП.

Г-н Волов разделил все отели России на три группы по критерию эффективности управления. К первой группе он отнес ведомственные гостиницы, доля которых в стране превышает 50-60%. Это объекты советской эпохи с низким уровнем сервиса 1-3*, с низкой рентабельностью и «староформатным» управлением. Вторая группа (20-30% номерного фонда) – это частные отели, в основном небольшие, построенные за последние годы или реконструированные. Их характеризует средний уровень сервиса порядка 3-4* и средний уровень рентабельности. Менеджмент отелей второй группы – в основном, российские операторы и независимые управленцы. Не более 10% номерного фонда страны относится к третьей группе. Это отели, которые работают под международными брендами, управляются профессионалами, имеют высокий уровень сервиса 4-5* и высокую рентабельность. Всего в России, по мнению докладчика, менее 15% номерного фонда управляется профессиональными гостиничными операторами.

Тем не менее, до кризиса гостиничная отрасль России (особенно Москвы) характеризовалась высокой загрузкой и доходностью. Московские показатели заметно превосходили европейские. Так, средняя цена номера в московском отеле в 2007 году достигала €275, а средняя загрузка составляла 73%. Для сравнения среднеевропейские показатели того же года были €125 и 69%. В среднем по России эти показатели равнялись €180 и 65%. Высокая доходность российских и особенно московских отелей, главным образом, определялась высокими ценами на гостиничные услуги при достаточно низких операционных издержках, в первую очередь, низкой стоимости труда.

В Москве накануне кризиса были самые высокие цены на услуги размещения и доходность отелей в Европе. Средний доход на номер был 25,3% (апрель 2008 г.), тогда как в Лондоне этот показатель достигал 13,4%, в Париже – 16,6%, в Берлине – лишь 4,8%. Однако в разгар кризиса именно в России произошло самое глубокое в Европе падение доходности – более чем на 30%, тогда как в Германии, Франции и Великобритании прибыль упала на 10-15%. «На гостиничном рынке сдулся пузырь, который сложился до кризиса», – так прокомментировал эту ситуацию г-н Волов. По его мнению, доходность российских отелей продолжает снижаться. Рост доходов во всех регионах мира обеспечивается преимущественно ростом загрузки, однако, динамика доходности в России все еще отрицательна за счет продолжающегося снижения средней цены номера.

Экономический кризис значительным образом ослабил и понизил привлекательность гостиничной индустрии России. Вслед за снижением доходности сократилось финансирование проектов, упали темпы ввода новых отелей, увеличились сроки окупаемости, возросли инвестиционные риски. В целом, по мнению Алексея Волова, гостиничная отрасль России будет значительно слабее в ближайшие несколько лет.

Главные факторы, способные положительно повлиять на развитие отрасли – это формирование спроса, развитие инфраструктуры, преодоление кадрового дефицита, создание бренда «Российское гостеприимство» и поддержка государства.

 Чтобы поднять внутренний спрос, по мнению г-на Волова, в первую очередь необходимо развивать транспортную инфраструктуру – дороги, аэропорты, вокзалы, железнодорожные перевозки, low-cost авиакомпании. К этому необходимо добавить активное продвижение туристического продукта на внутреннем рынке, развитие нишевых рынков – дайвинг, экотуризм, паломничество, горный туризм.

Для активизации иностранного потока необходимо увеличение бюджета на продвижение России, открытие национальных туристических офисов в ключевых странах, продвижение российских регионов. Ведь сейчас 90% иностранцев едут в Москву и Санкт-Петербург. Но главное – это облегчение визовых формальностей для въезда иностранных граждан. Этот тезис на заседании прокомментировал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, отметив, что визы – это вопрос политический, но его влияние на экономику колоссально. Так, Санкт-Петербург принимает дополнительно 400 тыс. иностранных туристов ежегодно, благодаря тому, что открыта возможность безвизового въезда на 72 часа для пассажиров круизных судов. Благодаря этому турпотоку стала возможной реализация крупного инвестиционного проекта «Морской фасад» по строительству международного порта, который в прошлом году уже был признан лучшим в Европе. Вслед за распространением 72-часового безвизового режима на паромы стартовала паромная линия Хельсинки-Санкт-Петербург, сразу получившая статус одной из самых крупных в Европе.

Г-н Волов отметил, что все перечисленные факторы не в состоянии будут повлиять на развитие отрасли, если стране не удастся решить кадровый вопрос. Ведь уже сейчас существующие кадровые ресурсы не способны удовлетворить спрос на персонал в отрасли. Для решения проблемы докладчик предложил рассмотреть возможность привлечения линейного персонала и специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, переняв опыт ОАЭ и Великобритании. Необходимо также совершенствование системы высшего и среднего профильного образования и повышение мобильности кадров. Ведь среднестатистический россиянин меняет 1,5 города за свою жизнь, тогда как граждане Европы и США за свою жизнь успевают переехать в 3-4 и даже 5 городов. Докладчика поддержала вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Татьяна Гостенина, назвав кадровый вопрос самым сложным. «Будущее – за тренинговыми гостиницами, – считает она. – Государство должно стимулировать отели, которые участвуют в образовательном процессе».

По мнению Алексея Волова, гостиничному рынку сейчас нужна активная поддержка государства – налоговые преференции, уменьшение административных барьеров, программы льготного кредитования. В поддержку своего предложения г-н Волов привел примеры европейских стран, где ставки НДС на услуги размещения и питания значительно ниже базовых.

Заслушав и обсудив сообщения участников заседания Комиссия РСПП констатировала, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции в развитии отечественной индустрии гостеприимства, положение в сфере гостиничного хозяйства остается достаточно сложным. Выйти на докризисные объемы продаж в сопоставимых ценах удается лишь сравнительно небольшой части участников рынка.

Поэтому простые и проверенные во многих странах способы поддержки турбизнеса, в России пока остаются мечтой.
Ольга Чижкова


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook