Стартапы России не оправдывают себя

Российские стартаперы принесли потери венчурным фондам в 30 млн. долларов. Эксперты американской компании ChubbyBrain опросили провалившихся стартаперов из США, Индии и стран Европы, обозначили основные причины провалов. Среди них преждевременное растрачивание «кошелька», незнание потребителя, ошибки в подборе команды, отсутствие рынка, слабый маркетинг.

В мире успешным оказывается лишь один из десяти проектов, находится на взлете один из ста. Журнал «РБК» выбрал чертову дюжину крупнейших неудавшихся проектов и попытался выяснить, что общего у этих грустных историй.

Одной из компаний-стартаперов, потерявших 15 млн. долларов, стал интернет-магазин дешевой мебели и товаров для дома Mebelrama.ru. Запустили проект в 2011 году, когда российский рынок оценивался в 22 миллиарда долларов, а торговля в интернете составляла 1%. Предприниматели Мануэл Штоль и Нино Улсамер уже держали онлайн-ресурс по продаже детских вещей Shopperella.

К 2015 году в планах было наработать оборот в 500 млн. долларов. В 2012 инвестированы 10 млн. долларов на расширение ассортимента, но уже в 2013 проект свернулся. Штоль считает, что закрытие связано с тем, что инвесторы изменили свои приоритеты.

Открытый ими же интернет-магазин – Westwing, торговавший мебелью премиум-класса, был одобрен больше инвесторами, и они предпочли развивать именно этот магазин.

Второй в рейтинге оказалась компания, которая занималась продаже билетов онлайн. Eviterra.ru был основан в 2010 году. К середине 2013-го стал наращивать обороты и продавал 2 тыс. билетов в день. Долгое время за счет снижения цен на билеты сервис был убыточен. Николай Заярный, основатель сервиса, полагался в первую очередь на обороты, а не на прибыль. Заярный рассчитывал на новые инвестиции, но инвестор отказался. Разрыв по кассе стал критичным в канун нового года. Партнер компании «Авиа Центр» аннулировал билеты, потому что не получил денег. «Авиа Центр» утверждает, что долг составил 160–200 миллионов рублей.

Компания Travelmenu.ru потеряла 3,6 миллионов долларов. Нина и Михаил Погосовы в 2007 году открыли проект онлайн-сервиса, занимающийся продажей туристических услуг, они заняли 2 миллиона долларов у родственников, деньги пошли на открытие сайта и увеличение пакета туристических услуг. Предполагалось бронирование номеров 250 тысяч гостиниц и билетов всех авиакомпаний. В приоритете был B2B-сегмент, Travelmenu предоставлял доступ к онлайн-бронированию партнерам из числа турфирм. Они зарабатывали на комиссии 10% со сделки, в среднем в месяц получали 20–30 тысяч долларов.

В 2011 году фонды Runa Capital и Almaz Capital Partners вложили по 1,6 млн. долларов, но денег не хватило надолго. В то же время плохо росли обороты (500 туров/неделя). В середине 2011-го стартовали переговоры с Intel Capital, который, в случае если компания найдет хороших специалистов, вложит 30 миллионов долларов. Но Runa Capital и Almaz Capital Partners отказались от проекта. В итоге проект закрылся.

Компания Displair потеряла 3,5 млн долларов. Идея стартапа появилась в 2010 году, когда астраханский студент Максим Каманин собрал устройство, транслирующее каждое изображение на струю пара так, что можно было, например, растягивать элементы. В 2012-м были привлечены финансы размером 3,5 млн. долларов.

В январе этого года Каманин посетил в Лас-Вегас, но инвесторов на выставке CES 2014, не нашлось, им не нравились огромные затраты на продвижение и маркетинг. Каманин не создал тиражируемый прототип. Сейчас Максим Каманин в стадии переговоров с промышленными компаниями мира, которые были бы согласны выпускать требующиеся дисплеи.

Пятая компания в рейтинге - Travelrent.com потеряла 2,5 млн. долларов.

История началась в 2008 году, когда Джо Геббиа, Брайан Чески и Нейтан Блечаржук открыли сайт, позволяющий арендовать частное жилье на короткий срок, Airbnb. К 2011 году сайт мог предложить уже 100 тысяч объектов, было привлечено 112 млн. долларов инвестиций.

Одним из желающих повторить такой проект в России был Станислав Фролов. В 2011 был запущен проект Travelrent. У Airbnb отсутствовала русскоязычная версия сайта, и Фролов мог закрепиться на рынке. В компанию было 0,5 млн. долларов фондом Fast Lane Ventures. Frontier Ventures вложил 2 миллиона долларов летом 2012 года. Но рынок России оказался слишком мал, и проект пришлось прикрыть.


  источник: prohotel.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook