Туриндустрия становится интернациональной

За последний месяц в структурах российского туристического бизнеса наметилось заметное оживление, связанное с покупками компаний и выходом россиян на европейские рынки и приходом европейцев в Россию.

Холдинг «Интурист» взял в аренду на 5 лет пятизвездочный отель Justiniano Club Belek в Турции. И заявил о том, что ведет переговоры об аренде еще нескольких отелей этой сети. «Для повышения конкурентоспособности холдинга мы считаем необходимым создание за рубежом филиалов нашего гостиничного оператора «Интурист Отель Групп». Первый филиал было решено открыть в Турции — традиционно самом популярном и востребованном у российских туристов в выездном направлении. Для развития гостиничного бизнеса за рубежом «Интуристу», помимо Турции, интересны Египет и Болгария. В течение двух ближайших лет количество арендуемых номеров увеличится в Турции до 2,5 тысяч, а в Египте — до 3 тысяч», — сообщил президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов. То есть компания желает не только продавать туры, но и контролировать весь процесс отдыха своих клиентов, как это делают все мировые туроператоры.

Затем очередной заход на Запад сделал российский сталепромышленник Алексей Мордашов. Еще в ноябре 2007 года он лично приобрел 3% голосующих акций немецкой туристической и транспортной группы TUI AG (включает себя туроператора, авиакомпанию и сеть отелей). Уже в начале 2008 года Мордашев увеличил пакет до 5%. А на прошлой неделе довел свой пакет до 10%, став крупнейшим акционером компании (около 75% акций TUI находятся в свободном обращении, из них 15% — у частных инвесторов, 60% — у институциональных).

Эксперты полагают, что Мордашев, заплатив за пакет акций примерно $1 млрд, решил таким образом привести этого оператора на российский рынок. «Скорее всего, немецкая компания и российский бизнесмен создадут совместный турхолдинг на территории РФ. В принципе, это решение можно назвать оправданным – российский туристический рынок еще не так перенасыщен, как европейский, и в РФ интенсивное развитие этого бизнеса действительно более реально, чем в странах ЕС», — считает директор департамента по судебным искам НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Наталья Свиридова. Эксперт подчеркивает, что TUI – не единственный туристический «монстр», заинтересовавшийся перспективным российским рынком. «В 2008 году российскую операторскую компанию планирует приобрести Thomas Cook, которая, наравне с TUI, является одной из крупнейших крупнейших туристических компаний Европы», — рассказала Свиридова.

Шаг на российский туристический рынок сделала и финская авиакомпания Finnair. В начале апреля президент компании Юкка Хиенонен сообщил о приобретении петербургской туристической компании «Калипсо». «Мы очень заинтересованы в том, чтобы развивать туристический рынок в России. Рынок Финляндии уже переполнен, поэтому мы активно обращаем внимание на соседние страны», — отметил Хиенонен. По его словам, работать в России будет выгодно, так как рынок здесь еще не до конца развит, а цены на туры выше европейских. «Я сравнивал одинаковые недельные пакеты путешествия в Испанию из Санкт-Петербурга и из Хельсинки и пришел к выводу, что российский пакет дороже примерно на 30%», — сказал президент Finair.

Эксперты рынка считают, что приход на отечественный рынок западных компаний позитивно скажется на развитии отрасли и уже никого не пугает. «Прихода сюда западных туристических компаний все давно ждали и боялись. В результате процесс пошел несколько иначе. Наши предприниматели стали покупать западные компании. Поэтому получилась как бы «улица с двусторонним движением». Причем с российской стороны даже более мощным. Не только Мордашов, но и другие наши предприниматели присматриваются к туристическому бизнесу. С точки зрения бизнеса — это абсолютно оправданное явление», — считает вице-президент российского Союза туриндустрии Сергей Корнеев. Еще 2-3 года назад российские компании опасались, что отечественный рынок постигнет участь Латинской Америки, куда после вступления в ВТО пришли западные операторы с демпиговыми ценами и отвоевали местные рынки. В России получается несколько по другому. Если взять пример Мордашова, то TUI в случае прихода на российский рынок будет иметь российского предпринимателя самым крупным акционером. Finair предпочла не выводить свой бренд в Россию, а купила местного туроператора.

И еще одна, пожалуй, самая важная деталь в этом процессе — как это отразится на туристах. Туризм, по мнению Сергея Корнеева, — это самая международно интегрированная отрасль экономики. А конкуренция вынуждает участников рынка контролировать весь процесс отдыха клиентов и снижать цены. «Взять ту же TUI — это не просто турфирма — это туроператорская и турагентсткая сеть. В ее структуру входят авиакомпания и гостиничная сеть, то есть полный цикл обслуживания туристов. Те же интеграционные процессы сейчас происходят и в России. Любой компании выгодно принимать и отправлять клиента внутри своей бизнес-структуры. Потребитель от этого только выиграет, потому что, если вспомнить классический случай — «турист выезжает в Турцию, там ему оказывается плохая услуга, он приходит, жалуется в турфирму, а там пеняют на ненадежного партнера». Здесь такого рода претензии невозможны, потому что одна компания продала, она же его и обслуживала. Поэтому международные стандарты качества услуг внутри корпорации становятся выше, и ответственность за них лежит на всей компании. Я думаю, что для туризма это абсолютно нормальный и оправданный процесс», — считает Корнеев.

Очевидно, что сейчас российский туристический рынок ждут перемены. Скорее всего, в скором времени турист будет покупать путевку, лететь самолетом и отдыхать в отеле, принадлежащим одной компании. Что будет просто и предсказуемо как для клиента, так и туроператора. Такие условия приведут к усилению конкуренции и, как следствие, к снижению цен. «Улучшение качества и снижение цены за счет наращивания объемов и усиления конкуренции возможно», — заметил Корнеев. «Но стоит помнить и о том, что туриндустрия зависит и от других объективных процессов, которые не подвластны туризму, к примеру, цены на нефть — для туризма это главный фактор, потому что это всегда переезд», — добавил он.

В любом случае, интеграция отечественного бизнеса в международный рынок будет способствовать повышению качества обслуживания, от чего клиент только выиграет.

Сергей Ковальченко


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook