Гостиничный бизнес: Выйти из кризиса рынку удастся только в 2011-2012 гг

Отельеры считают, что заполняемость гостиниц этим летом достигнет 80%, но прибыль останется на уровне 2009 г. Выйти из кризиса рынку удастся только в 2011-2012 гг.

Гостиничные операторы подводят итоги прошедшего зимнего сезона и готовятся к летнему. Как рассказал руководитель регионального отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев, зима 2009-2010 г. по количеству туристов была на уровне зимы 2008-2009 г.

"За счет большого количества интересных культурных и развлекательных событий удалось привлечь большое число российских туристов, а иностранных туристов было все так же мало, как и прошлой зимой, в самый разгар кризиса", - говорит Сергей Корнеев.

Учитывая влияние экономического кризиса и снижение покупательной способности туристов, городские музеи не стали поднимать цены на билеты, а международные авиаперевозчики в среднем снизили стоимость перелетов на 20%. Сергей Корнеев также отметил, что средняя загрузка отелей зимой снизилась, но тем игрокам рынка, чья ценовая политика оказалась наиболее гибкой, удалось даже слегка увеличить загрузку отелей и выручку за номер (8% всех отелей). "Сейчас главное - не повышать цены и не демпинговать, чтобы показать иностранцам, что в Петербурге стабильный рынок", - считает специалист.

Золотая середина

Эксперты выделяют несколько сегментов гостиничного рынка Петербурга: высший сегмент (отели класса люкс и пятизвездники), верхний сегмент (четырехзвездные отели) и средний сегмент (трехзвездные отели). Отдельное место на рынке занимают отели экономкласса, малые отели (до 50 номеров) и хостелы.

По данным NW Consulting, больше всего в 2009 г. по сравнению с 2008 г. упала заполняемость пятизвездочных гостиниц, которые практически не скорректировали свою ценовую политику. Падение составило 27,9%. Это можно объяснить тем, что отели такого уровня ориентированы на людей особого класса и для них важно сохранить свой статус. Наиболее гибкая ценовая политика была у отелей верхнего сегмента. Цены на проживание в них в среднем снизились на 12,3%.

За счет этого четырехзвездники переманили значительную часть клиентов трехзвездочных отелей, которые немного снизили стоимость номеров (на 6,1%). Загрузка отелей обоих сегментов сократилась в среднем на 19-20%.

При этом в NW Consulting отметили, что принимая в расчет значительную девальвацию российского рубля в течение 2009 года, следует говорить о существенном – более чем на 40% - падении RevPAR в долларах США во всех сегментах.

Примером компании, которая показала в зимний сезон гибкую ценовую политику, стала группа отелей Marriott (верхний сегмент рынка). Загрузка Courtyard by Marriott (Васильевский остров) и Renaissance Baltic hotel (Почтамтская ул., 4) в I квартале 2010 г. составила около 50%. В то время как средняя загрузка по рынку колебалась от 25% до 40%. А прибыль с каждого номера отеля Renaissance была в 1,5 раза выше, чем средняя прибыль с номера по рынку. Как рассказал генеральный управляющий группы отелей Marriott Патрик Нотер, за счет различных акций в среднем компания снизила стоимость номеров на 15%. По его словам, главная проблема туристического рынка Петербурга и России в целом - это сложный и дорогостоящий процесс получения визы. "Облегченный визовый режим для футбольных фанатов, которые приезжали на матч Лиги чемпионов в Москву, и для паромных туристов показал, что можно работать в другом режиме", - считает Патрик Нотер.

В Grand Hotel Europe (высший сегмент) сообщили, что загрузка отеля за первые 2 месяца 2010 г. выросла в среднем на 2% по сравнению с 2009 г. Выручка по номерам также увеличилась, но при этом средняя цена за номер осталась на уровне прошлого года. В AZIMUT Hotels Company (средний сегмент) также отметили, что зимой заполняемость отеля выросла незначительно по сравнению с кризисной зимой 2008-2009 г.

А вот малые отели с трудом пережили эту зиму. По оценке генерального управляющего Nevsky Hotels Group Ильи Капустина, для большинства малых отелей зима 2009-2010 г. была хуже, чем зима 2008-2009 г. "Положительная динамика есть только у отелей, которые недавно на рынке (2-3 года). Это естественно, так как отель только на второй-третий год выходит на свои плановые показатели", - считает Илья Капустин. Что касается отелей сети Nevsky Hotels Group, то этой зимой они были заполнены на 60%, а выручка осталась на уровне сезона зимы 2008-2009 г.

Радоваться еще рано

Екатерина Куликова, директор отдела продаж Grand Hotel Europe, строит не самые оптимистичные прогнозы на летний сезон. По ее словам, средняя загрузка отеля составит 53% (на 5% выше, чем в 2009 г.). "Мы не можем говорить о том, что кризисный период прошел, мы прогнозируем, что рынок спроса начнет увеличиваться в III и IV квартале 2010 г. и можно будет говорить о серьезных изменениях в 2011 г.", - считает эксперт.

Более оптимистично настроена руководитель департамента маркетинга AZIMUT Hotels Company Мария Василенко. В сезон белых ночей и во время проведения Петербургского экономического форума (17-19 июня), по прогнозу руководителей сети, загрузка отеля будет на уровне 90-100%, а в целом на весенне-летний период - 60-70%. Средняя стоимость номеров может вырасти по сравнению с летом 2009 г. на 8-10%.
"По нашим прогнозам, рынок достигнет показателей 2008 г. к концу 2011 г. - началу 2012 г.", - считает Мария Василенко.

Заполняемость и прибыльность малых отелей в этом году, по прогнозам экспертов, останутся на уровне прошлого года. И только в 2011 г. можно рассчитывать на положительную динамику.

Новые конкуренты

Несмотря на ожидаемый приток туристов летом, говорить о том, что отельеры увеличат свою выручку, не приходится. Кризис отступает, но конкуренция на гостиничном рынке Петербурга с каждым годом становится все серьезнее. Сейчас в Петербурге, по данным комитета по инвестициям и стратегическим проектам, работает 626 гостиниц на 26,9 тыс. номеров. При этом в 2009 г. было открыто девять отелей на 1,4 тыс. номеров. По данным комитета, в этом году планируется ввести в эксплуатацию столько же гостиничных номеров.

В ближайшее время в городе откроются отели под такими известными мировыми брендами, как Courtyard by Marriott (наб. канала Грибоедова), Park Inn (Невский пр.), Four Seasons (Вознесенский пр.). Также места под новые отели в городе присматривают такие международные операторы, как Sokos Hotel, Rezidor, Marriott и Hilton. По данным КИСП, 66 отелей в городе сейчас находится в стадии строительства, 81 проект разрабатывает документацию, а еще 60 проектов - в периоде изыскательских работ.

Все это приведет к тому, что при растущем потоке туристов стоимость гостиничных номеров и выручка отельеров за номер будут снижаться. Алексей Мусакин, член правления Российской гостиничной ассоциации, считает, что средняя загрузка отелей летом 2010 г. составит 80%, при этом прибыльность этого бизнеса сократится на 15-20%.

Дело в том, что основными статьями расхода отельеров являются зарплаты и коммунальные платежи. Снижать заработную плату нецелесообразно, а вот коммунальные платежи каждый квартал увеличиваются на 5-10%. Если в 2007-2008 гг. маржа отельеров была на уровне 50-70% от прибыли, то сейчас этот показатель в России снизился до 25-30%. При этом в Европе гостиничные операторы могут рассчитывать на маржу в размере всего 5-10%. Однако и условия для ведения бизнеса там совершенно иные. "Во многих европейских странах правительство снизило налоговые сборы на время кризиса", - рассказывает Алексей Мусакин. По его словам, в Европе гораздо более выгодные кредитные условия. К примеру, в Чехии инвестор может получить кредит на строительство гостиницы на 25 лет под 7% годовых. А в России - максимум на 3-5 лет со ставкой 18-25% годовых.

Кризис заставил бизнес задуматься об оптимизации расходов и более лояльной ценовой политике. Но, несмотря на отток туристов, к сожалению, стоимость гостиничных номеров в Москве и Петербурге для рядовых туристов остается запредельной. И вряд ли уменьшение стоимости авиаперелетов и экскурсий сможет компенсировать эти затраты.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook