Мини-отелям Санкт-Петербурга дан зеленый свет

В Смольном прошло заседание Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга под председательством Валентины Матвиенко. Одной из тем обсуждения стала - «Административные барьеры в деятельности малых отелей Санкт-Петербурга и пути их преодоления».

С экспертной оценкой рынка малых средств размещения (малых отелей, мини-гостиниц, гостевых домов) в Санкт-Петербурге выступил вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. По его словам, этот сегмент стал активно развиваться в нашем городе с 2003 года, а сейчас, по предварительному учету в КИСПе их 472 + 15 хостелов. По оценкам РСТ и экспертов туриндустрии Санкт-Петербурга, всего на рынке функционирует более 600 малых средств размещения, которые сегодня активно структурируются, формируют единые системы бронирования, маркетинга, объединяются в сети.

Далее приводим текст выступления Сергея Корнеева полностью:

«Для туризма эти цифры означают дополнительные 20 % совокупного номерного фонда города в дополнение к классическим гостиницам, что немало, при этом это в большинстве бюджетные варианты размещения, дефицит именно которых в Санкт-Петербурге по-прежнему ощущается достаточно остро. Для городского хозяйства – это налоги, занятость (1 постоялец во время своего проживания содержит не менее 3 рабочих места) и т.д.

Мини-отели сыграли и продолжают играть значительную роль в расселении коммунальных квартир, особенно в центральной части города. Под мини-отели расселяются такие коммунальные квартиры («коридорного типа»), которые всегда считались бесперспективными и риэлтеры в этом случае «опускали руки».

Сектор мини-отелей - санкт-петербургское явление, уникальное для России, но и - абсолютно европейская практика развития сектора размещения туристов, характерная для крупнейших исторических городов – мировых культурных и туристских центров (Париж, Рим, Венеция, Прага, Барселона). Объяснение тому простое: туристы в этих городах тяготеют к историческому центру, знаковым местам, а возможности новой крупной застройки для больших отелей в центре этих городов, как и в Санкт-Петербурге, ограничены, как охранными нормами сохранения исторического облика, так и возможностями инженерных, коммунальных сетей.

Сектор малых средств размещения почти в 100% случаев – это малое, индивидуальное предпринимательство, часто - семейный бизнес. Многие хотят, с одной стороны, вложить свои средства в недвижимость, с другой - извлекать из нее стабильный доход, занимаясь интересной деятельностью под названием «индустрия гостеприимства». Здесь есть и серьезные перспективы, даже в новых экономических условиях, так как многие, ранее инвестировавшие свои средства в недвижимость, не против сейчас начать извлекать из нее доход. Мини-отелями интересуются и серьезные девелоперы, охотно включающие их в проекты коммерческих деловых центров.

Основные проблемы и вопросы при функционировании малых средств размещения, возникают по двум основным причинам. Первая - отсутствие окончательно сформированного юридического понятия «малых средств размещения», вторая – отсутствие возможности их перевода в нежилой фонд (в 80% (и более) случаев мини-отели находятся в жилом фонде). При этом, эта деятельность не запрещена и легализована Российским законодательством, в том числе и для жилого фонда:
Гражданский Кодекс РФ содержит норму «гостиницы и иные организации, оказывающие гостиничные услуги», к которым, очевидно, относятся операторы малых средств размещения (юридические лица и индивидуальные предприниматели); Жилищный Кодекс РФ дает право собственнику жилого помещения предоставить его в коммерческое пользование на основании договоров коммерческого найма, аренды, возмездного оказания услуг. Более того, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности четко определяет следующую категорию услуг: «Сдача в наем для временного проживания меблированных комнат».

Общероссийский классификатор услуг населению определяет в разделе «Услуги средств размещения для временного проживания туристов» услуги меблированных комнат (062104). Также ГОСТом «Туристские услуги. Средства размещения» к средствам размещения отнесены и отдельные квартиры.

Существует достаточно большое количество примеров, когда мини-отели квартирного типа становились базой для создания ТСЖ, своего рода системообразующим «локомотивом», являясь и крупным плательщиком и основным заинтересованным субъектом в благоустройстве придомовой территории, обеспечении безопасности и т.п.

Существующие проблемы касаются, в основном, федеральных ведомств и федеральных подзаконных нормативных актов.

Основные из них:

1. Отсутствие в федеральных нормативных актах четкого определения «малый отель», что приводит к усложнению взаимоотношений с контролирующими органами (особенно при размещении в жилом фонде), что требует ускорить принятие закона С.-Петербурга «О малых гостиницах».

2. Отсутствие четких требований к малым гостиницам, расположенным в жилом фонде, что приводит к самостоятельному определению контролирующими органами меры «вины» отеля. Значит, надо просить соответствующие надзорные органы разработать методические указания по требованиям к отелям в жилом фонде с указанием ссылок на нормативные документы (МОБ/участковый, пожарные, Роспотребнадзор. Кто имеет право проверять и что).

3. Требования Российского Авторского Общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности об оплате авторских и исполнительских отчислений в соответствии со ст. 1273 ГК РФ с теле-радио приемников, расположенных в номере гостиницы. 20.03.09 было получено официальное письмо от начальника правового управления Росохранкультуры В.Ю.Городничева о том, что «использование теле- радиоприемников в гостиничных номерах не может быть отнесено к публичному исполнению произведений». В ответ на указанное письмо представители РАО заявили, что это является частным мнением начальника одного из управлений Росохранкультуры, а для них указанием к действию может быть только официальное разъяснение Руководителя Росохранкультуры. Предлагаем сделать соответствующий запрос в Росохранкультуру для получения ответа от руководителя этого ведомства.

4. Более того, эти требования поддерживаются сотрудниками Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД, которые приходят в гостиницы с проверками, проверяя не только вопрос наличия платежей за публичное исполнение фонограмм (в том числе: 1. в номерах, несмотря на имеющиеся ранее разъяснения и судебную практику; 2. общедоступных ТВ каналов в холлах), но и требуя санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение Госпожарнадзора, экологической службы и другие.
При этом ни СЭС (Роспотребнадзор), ни Госпожарнадзор вообще не выдают таких заключений. Более того, в последнее время в вопросе проверок со стороны СЭС и Госпожарнадзора наведен порядок, и существует четко регламентированная процедура, отклонение от которой означает незаконность проверки.
Предлагаем поставить этот вопрос для совместного обсуждения специалистов, Администрации Санкт-Петербурга и ГУВД.

5. Высокая цена за проведение процедуры классификации Ростуризма на звездную категорию. Учитывая добровольность подобной процедуры и ее дороговизну, большинство малых отелей не проводят классификацию. Наличие классификации, при этом, позволяет гарантировать необходимый набор услуг и позволяет постояльцам правильно выбирать отель.
Предлагается утвердить в дополнение к федеральной и региональную систему классификации малых отелей, проект которой подготовлен рабочей группой при Комитете по инвестициям и стратегическим проектам.

6. Необходимость работы с туроператорами по оформлению визовой поддержки для иностранцев, что приводит к удорожанию услуг отеля.
Необходимо разработать методику предоставления малому средству размещения референс-номера с ограниченными правами без получения туроператорской лицензии и оплаты фингарантий. Отдельный вопрос - миграционные карты.

7. В настоящее время все технические и законодательные нормы, применяются без изменений к любым средствам размещения независимо от размера номерного фонда. Это приводит к невозможности создания малого средства размещения в части здания, хотя строительными нормами разрешено создание гостиницы в части здания до 3-го этажа включительно. При попытке согласовать с надзорными органами такую гостиницу, инвестор упирается в необходимость выделения значительной части помещения под общественные и служебные нужды, что приводит к экономической неэффективности создания такого объекта.
В связи с этим предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в существующие СНиП, пожарные и санитарные требования для малых средств размещения, которые позволили бы упростить процедуру согласования.
Учесть в указанных изменениях, появившиеся на рынке технические новинки, которые позволяют сохранять необходимую пожарную, строительную и санитарную безопасность при упрощении нормативных требований (например, новые системы пожаротушения, не требующие создания резервуара с водой, или системы энергообеспечения, не требующие установки резервного дизель-генератора)
Рассмотреть возможность освобождения от уплаты налогов в местный бюджет вновь созданное или реконструированное малое и среднее средство размещения на период 2-3 года при условии вложении инвестором средств в развитие придомовой территории, инженерных коммуникаций и т.п.

8. Необходимость проведения экологических и санитарных замеров и проб в соответствии с законом о санитарно–эпидемиологическом благополучии № 658.
В малом отеле с минимальным набором услуг, возможно, имеет смысл ограничить частоту таких замеров одним разом в год.

Мини-отели в Санкт-Петербурге – это не просто объекты размещения эконом класса, но и часть культуры гостеприимства, одна из новых «визитных карточек туристского Санкт-Петербурга». Зачастую - высококлассные и креативные объекты, Например, семейный гостевой дом «Александр Хаус» стал членом международного рейтинга Small Luxury Hotels of the World (Лучшие мини-отели мира класса люкс).

Таких отелей всего два в России, второй отель «Савой» в Москве. Арт-отель «Рахманинов» проводит на своей площадке художественные выставки и культурные мероприятия. Отели «Пушка Инн», «Братья Карамазовы» и многие другие являются интересными концептуальными объектами, представляющими интерес для гостей города, как самостоятельные туристские объекты».

В заключении, Сергей Корнеев предложил организовать для членов Общественного Совета ознакомительную поездку по наиболее интересным малым отелям Санкт-Петербурга.

Комментируя выступление Сергея Корнеева, Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко сказала, что мини-отели городу очень нужны, они действительно являются «визитной карточкой» Санкт-Петербурга, к тому же создают дополнительные рабочие места. Она дала поручение Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли изучить и обобщить все предложения и подготовить необходимые обращения в соответствующие инстанции. В свою очередь, вице-губернатор Михаил Осеевский подчеркнул необходимость еще раз внимательно изучить возможности упрощения процедуры перевода помещений из жилого в нежилой фонд.

СЗРО РСТ выражает благодарность директору Российской гостиничной ассоциации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алексею Мусакину за помощь в подготовке текста выступления.



  источник:

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника