Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Расцвет малых отелей позади
В этом году в Петербурге появится 20 малых отелей, ожидают в комитете по инвестициям и стратегическим проектам городской администрации. Уже открылись «Фриденталь» (5 номеров; г. Пушкин, Московское шоссе, 10) «Дом Вяземской» (6 номеров; Московский проспект, 6) и Форте Luxa (7 номеров; угол 9-й Советской улицы и Греческого проспекта), рассказала начальник отдела экспертной оценки проектов комитета по инвестициям Ирина Синева. В 2007-2008 гг. ежегодно открывалось по 60-80 мини-отелей (менее 50 номеров), говорит президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга Владимир Васильев. Кризис затормозил развитие этого сегмента, в этом году число отелей увеличится на 4-5%, прогнозирует он.
По данным комитета по инвестициям, в городе действует 466 мини-отелей (6266 номеров). На них приходится четверть предложения на гостиничном рынке Петербурга. По данным Ассоциации малых гостиниц, количество объектов с учетом пригородов достигает 600.
Первые мини-отели в Петербурге появились в 90-е гг., они стали бюджетной альтернативой гостиницам и арендованным квартирам. В 2003 г., когда отмечалось 300-летие Петербурга, город столкнулся с острой нехваткой гостиничных мест, с этого времени начался бум строительства мини-отелей, вспоминает руководитель отдела гостиничного консалтинга Praktis CB Елена Игнатий. Cерьезным стимулом для инвесторов стало значительное увеличение потока иностранных туристов, предпочитающих недорогое размещение в историческом центре города, добавляет она. Бронировать места в мини-отелях можно как напрямую, так и через систему Hotel Booking Russia.
Отель «Пушка инн» на 34 номера открылся в 2002 г. Он занимает два этажа и мансарду трехэтажного здания на набережной Мойки. Объем инвестиций директор Елена Голосун не называет, но уточняет, что они окупились за три года, хотя инвесторы (частные лица) рассчитывали на 5-7 лет. Среднюю стоимость инвестиций в ремонт или реконструкцию помещений под отель руководитель отдела проектов и аналитических исследований АРИН Зося Захарова оценивает в $2300-3500 за 1 кв. м.
По словам Васильева, в мини-отели инвестируют в основном российские физлица, иностранных граждан (французы, итальянцы) — не более 5-10% от общего количества инвесторов. Расходы на выкуп и ремонт квартир под отель на 10-15 номеров Васильев оценивает в $1,5 млн. В 2003 г. такой проект окупался за 5-6 лет, но с учетом выросших цен на недвижимость и снижения количества туристов срок окупаемости растянется до 9-10 лет.
Финансовый кризис плохо отразился на гостиничной отрасли. Турпоток в Петербург, по данным комитета по инвестициям, снизился в I квартале 2009 г. примерно на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Компании сокращают расходы на командировки. В январе средняя загрузка пяти- и четырехзвездочных отелей сократилась на 25-30%, малых и средних — на 15-17%, оценил исполнительный директор консультационной фирмы «Интерконсалт» Сергей Ковалев.
Цены в малых отелях — от 1500 до 5000 руб. за номер, что в 1,5-3 раза ниже, чем у больших гостиниц, но этого недостаточно, чтобы забрать всех клиентов, полагает Васильев. Некоторым корпоративным клиентам селиться в малом отеле не позволяет статус, объясняет он. Да и большие туристические группы в мини-отелях не разместить, поэтому конкуренции нет, добавляет Васильев.
Крупные сетевые отели и мини-отели работают в разных сегментах рынка. Первые предлагают размещение больших туристических групп, проведение семинаров и конференций, а вторые нацелены на предоставление услуг по размещению индивидуальных клиентов, говорит коммерческий директор группы отелей Marriott в Санкт-Петербурге Лиана Арутюнян. В отелях Marriott в Петербурге в июне цены составляют от 18 500 руб. («5 звезд») и 11 500 руб. («4 звезды») за номер.
Конкурентным преимуществом мини-отелей директор отеля «Девять сов» (19 номеров) Ольга Суровенко считает домашнюю атмосферу. Ее отель открылся в мае 2008 г., и тогда планировалось, что среднегодовая заполняемость составит 65-70%. Но из-за кризиса отель заполнен всего на 55%, сетует Суровенко. В этой ситуации есть только один путь привлечь туристов — пришлось снизить цены на 15% до 3200 руб. за номер, добавляет она. Так сделали многие владельцы малых отелей, и это не считая того, что в долларовом эквиваленте цены из-за снижения курса рубля упали на 30%, добавляет Васильев.
Заполняемость с зимы упала на 30% при среднегодовом показателе в 60%, приходится снижать цены, жалуется директор одного из мини-отелей в центре города.
А вот на бизнесе «Пушка инн» кризис практически не сказался, среднегодовая загрузка сохранилась на уровне 85%, сейчас свободных мест нет, номера на лето продавались еще зимой, утверждает Голосун. Цена на самый дешевый номер — 3500 руб. в низкий сезон, 5300 руб. в высокий. Высокую заполняемость Голосун связывает с тем, что проект еще до кризиса был хорошо известен и у него выгодное местоположение — рядом с Эрмитажем. «Мы не вкладываем деньги в рекламу, наш отель рекламируют клиенты, которые рекомендуют остановиться в нем своим знакомым. Опасаясь кризисного спада на рынке, мы готовились снизить цены в два раза, лишь бы сохранить клиентов, но этого не потребовалось», — радуется она.
Объем инвестиций в малые отели сравнительно невысок, поэтому инвесторы продолжают реализацию этих проектов даже в кризис, хотя некоторые все же отказались от своих планов или продали недвижимость, рассказывает Васильев. А Суровенко считает, что сегодня рискованно инвестировать в новые гостиничные проекты. Нехватка номеров наблюдается 1,5-2 месяца в году, а все остальное время — избыток, говорит она.
Опубликовано: 08 июня 2009
Просмотров: 3392
Рубрики: Гостиничный бизнес, Гостиничный кризис, Финансовый кризис
Регионы: Санкт-Петербург
Компании: Marriott International
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook