Гостеприимство познается в сравнении

Нижний Новгород отстает от Петербурга по количеству мини-отелей и направляемому в них объему инвестиций, не уступает европейским городам по уровню сервиса и опережает часть из них по стоимости гостиничных номеров. Своими оценками развития рынка гостиниц малых форматов делится предприниматель Дмитрий Володин, владеющий отелями «Никола Хаус» и «Жук Жак».

- Дмитрий Юрьевич, как вы оцениваете расстановку сил в сегменте мини-отелей Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга?

- В Петербурге, который называют городом мини-отелей, этот сектор гораздо более развит: число малых гостиниц там достигает четырех сотен. Такой активный рост сегмента обусловлен двумя причинами. Во-первых, в городе на Неве существует высокий спрос на гостиницы - Петербург посещает множество туристов из Европы и России, а по количеству путешественников, приезжающих с целью познавательного отдыха, он занимает первое место в стране. Во-вторых, все мини-отели Санкт-Петербурга располагаются в жилом секторе - в реконструированных коммунальных квартирах огромных метражей, а сами дома хорошо сохранили исторический облик, находятся в центре города и имеют прекрасный вид из окон.
Однако сегодня количество петербургских мини-отелей превышает потребность в них. Не все малые объекты размещения предоставляют одинаково высокое качество услуг, притом что ценовая разница между ними существует далеко не всегда (стоимость койкоместа в стандартном номере петербургской малой гостиницы варьируется от 2 до 5 тыс. руб.). Кстати, именно из-за снижения уровня обслуживания крупнейшие туроператоры, а также организаторы конференций и других масштабных мероприятий два года назад стали указывать, что размещение гостей возможно «не в мини-отеле».

В Нижнем Новгороде малый формат только начинает развиваться. Однако мы не можем похвастаться потоком туристов, подобным петербургскому, что отражается на заполняемости гостиниц (в том числе, и малых). В сезон, длящийся с мая по сентябрь, в городе на Неве она достигает 90%, а у нас - 60%, что считается хорошим результатом.

Сегодня в Нижнем Новгороде насчитывается немногим более десяти мини-гостиниц - к ним относятся и объекты, принадлежащие моей компании, и проекты других инвесторов. Но сильной конкуренции пока нет.

- На ваш взгляд, почему?

- Участников в этом сегменте рынка мало, а увеличение их количества сдерживается тремя трудностями. С технической точки зрения правильно реконструировать и приспособить имеющееся здание под мини-отель нелегко. С точки зрения подбора кадров тоже есть сложность: в Нижнем Новгороде имеются учебные заведения, выпускающие специалистов для сферы гостеприимства, тем не менее профессионалов, которые будут управлять этим бизнесом, а также работать в нем, у нас крайне мало (эта проблема возникает перед гостиницами всех форматов).

Наконец с финансовой точки зрения создание мини-отеля потребует немалых, но почти всегда частных инвестиций. К примеру, уровень вложений в гостиницу на 15 номеров в Нижнем Новгороде составит около $5 млн (инвестиции рассчитываются исходя из стоимости квадратного метра - $3 тыс., умноженной на общую площадь 750 кв. м, и примерно такой же суммы на реконструкцию), а на 30 номеров потребуется около $8 млн. И надо понимать, что эти деньги окупят себя как минимум через 7 лет.

Нижний Новгород отстает от Петербурга по объему инвестиций в этот сектор (что еще раз подтверждает меньшую привлекательность нижегородских гостиниц малого формата), хотя себестоимость отелей в двух городах будет примерно одинаковой. Возможно, создание мини-отеля обойдется у нас дешевле на 10%, но это не та разница, которая должна быть между столичным городом и региональным центром.
Кстати, о том, что мини-отели являются в Нижнем Новгороде, в Петербурге и России в целом объектами инвестиций, свидетельствует такой факт - ими управляют наемные менеджеры. Во всем мире мини-отели воспринимаются как семейный бизнес, но я не знаю ни одной российской мини-гостиницы, где ее владелец стоял бы за стойкой рецепции, как это принято в Англии, Германии и других странах.

- Как будет развиваться гостиничный малый формат в Нижнем Новгороде?

- Думаю, мини-формат продолжит активное развитие в ближайшие 2-3 года, пока на нижегородский рынок не выйдут 3-4 сетевых отеля (один из них обязательно будет 3-звездным) и не предложат международных стандартов обслуживания. Дальнейшего активного роста не получится. В Нижнем же не будет филиала Лувра или Русского музея, и город не станет культурной столицей страны, а значит, поток путешествующих ради отдыха существенно не увеличится. Конечно, бизнес-туризм сохранится, а количество таких гостей вырастет, но я считаю, что сейчас городу не хватает всего 1 тыс. номеров для бизнес-визитеров.

Можно приводить любые расчеты, что на 1 тыс. жителей должно приходиться определенное количество гостиничных номеров, однако, на мой взгляд, их количество зависит не от числа жителей, а от жизни, которой живет город. Если Нижний Новгород не является крупным туристическим центром страны, то, чтобы привлечь приезжающих, здесь должны происходить события общероссийского или международного уровня, а их пока очень мало.

- Отличается ли качество услуг в нижегородских мини-отелях от европейского уровня?

- В этом смысле нижегородский уровень сопоставим с европейским, а в некоторых случаях он даже выше. В первую очередь это связано с тем, что в нашем городе, где малый формат только начал развиваться, все мини-отели новые - они располагаются либо в новостройках, либо в зданиях и помещениях, недавно прошедших реконструкцию и капитальный ремонт. Кроме того, отношение гостей к услугам, предоставляемым мини-отелями в России и Европе, абсолютно разное. Можно жить, например, в мини-гостинице Парижа, в номере с плохой сантехникой и мебелью 1950-х гг., самостоятельно поднимать чемодан на третий этаж без лифта и считать, что эти «удобства» - дух времени и места. В Нижнем Новгороде плохие бытовые условия гости не простят никому и будут правы.

Единственным недостатком нижегородских мини-отелей по сравнению с европейскими будет то, что достижение примерно одинакового качества услуг потребует разных трудозатрат. В Европе в обслуживании малой гостиницы задействовано намного меньше персонала, чем в России. В частности, на 18 номеров мини-отеля «Жук Жак» приходится 18 работников, а в Париже отель аналогичного масштаба будут обслуживать максимум 6 человек.

- А цены в наших мини-гостиницах не являются недостатком в глазах европейцев?

- Когда европейцы приезжают в Нижний Новгород, они действительно отмечают, что, как им кажется, цены в мини-отелях завышены. Но это смотря с чем сравнивать. Если мы возьмем маленький городок на севере Франции в несезон, то, конечно, в Нижнем Новгороде номер будет стоить дороже. Тогда как в крупных европейских городах в период знаковых событий цены будут значительно выше нижегородских. К примеру, я живу в Милане, выплачивая за маленький номер, выходящий окнами на шумную улицу, по 200 евро в сутки, и меня это нисколько не смущает, потому что идет Неделя высокой моды, а мне важно быть именно в этом месте и в это время.

Кстати, в России цена на гостиничный номер почти не поднимается в высокий сезон, а в Нижнем Новгороде прайс-лист стабилен на протяжении года. Конечно, у местных гостиниц бывает снижение цен на выходные, а также другие льготные условия размещения, но никто не увеличивает стоимость номеров в период проведения мероприятий на Нижегородской ярмарке. Откройте любой швейцарский каталог - в дни, когда проходит Женевский автосалон и Базельская выставка часов, стоимость гостиничных номеров вырастает вдвое.

В ответ на заявление о завышенных ценах я могу сказать только одно: «Не селитесь». Рынок диктует такие цены, зависящие от себестоимости номера и отеля, от спроса, а также от конкурентной ситуации. Не только в Нижнем Новгороде, но и во всем мире гостиничный бизнес - это рынок продавца. Даже в Петербурге, в котором мини-отелей стало чрезвычайно много, цены на номера в них не снижаются. Несмотря на переизбыток предложения, за 1 тыс. руб. там переночевать вы не сможете.
По большому счету европейцы недовольны не ценой нижегородского номера, а небольшим выбором. Думаю, все критические замечания относительно цен упираются в недостаточную развитость гостиничной инфраструктуры нашего города в целом.

- Несколько месяцев назад компания «Тистон», владельцем которой вы являетесь, купила «Дом крестьянина». Чем заинтересовал вас этот объект, и какую именно гостиницу вы планируете там открыть?

- «Дом крестьянина» находится в трехстах шагах от кремля - в прекрасном историческом месте, которое идеально подходит для размещения гостиницы. Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области продавало здание исключительно с условием сохранения его гостиничного профиля. Но сказать, какая именно звездность будет у отеля, сейчас трудно. В настоящее время идет предпроектная подготовка и анализ рыночной ситуации. Исходя из этого будет принято решение, отель какого уровня и в какое время будет выведен на нижегородский рынок.

- Еще один ваш проект - строительство гостиницы в Петербурге. Что он собой представляет?

- Мы строим большой отель на 200 номеров на Английской набережной, в 1 км от Зимнего дворца. Рабочий проект уже готов, и теперь ведутся переговоры с двумя управляющими компаниями с мировыми именами, которые согласны взять отель в управление. Гостиница будет иметь уровень «4+» или «5 звезд», и построить ее планируется в течение двух лет. Кстати, инвестировать в строительство сетевого отеля нас побудила конкурентная среда Петербурга - несмотря на переизбыток мини-отелей, в этом городе явно ощущается нехватка больших гостиниц с международными стандартами обслуживания.

- В Нижнем инвесторы вкладываются в первую очередь в 4-звездные гостиницы, хотя существует реальная потребность в 3-звездных. Почему так происходит?

- Высока себестоимость отеля, до 60% которой составляет завышенная стоимость строительства недвижимости (в свою очередь более половины входящих в нее расходов - это цена земли). Конечно, можно построить отель дешевле - на выезде из города, где земля не так дорога. Но будут ли там останавливаться гости, предпочитающие жить у кремлевской стены?

Другой момент - в условиях неразвитого гостиничного рынка никто не откроет в Нижнем Новгороде 2-звездный или 3-звездный отель. На стадии становления любой рынок ориентирован в первую очередь на состоятельного потребителя.

Галина Зайцева, Деловая неделя


  источник: abm.r52.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника