Тема недели

Ковидные ограничения постепенно ослабевают; границы многих стран открывают для въезда. На сегодняшний день двадцать восемь государств открыты для россиян. Однако, если вы не хотите провести свой отпуск вдали от родины, то стоит рассмотреть курорты черноморского побережья.

Размещено:

​“Не упустить момент”: о развитии внутреннего туризма в регионах России

О том, как российским городам использовать опыт прошедшего отпускного сезона и привлечь туристов в будущем, рассуждает Артем Кромочкин, руководитель направления краткосрочной аренды Авито Недвижимости.

Этим летом сфера туризма в России получили уникальную возможность для развития. Закрытие границ взвинтило спрос как на все традиционные направления – Черноморское побережье, Питер, Москву, Казань, Алтай, Кавказ – так и на менее избитые маршруты. Например, спрос на краткосрочную аренду жилья в Красноярске вырос почти в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в полтора и более раз активнее искали жилье в городах Поволжья, на четверть – в таких городах, как Томск или Екатеринбург.

Особую значимость этот всплеск интереса имел для небольших культурно-исторических центров, некоторые из которых пережили настоящий ажиотаж. Повышенный спрос как под увеличительным стеклом подсветил и достоинства, и недостатки инфраструктуры и предлагаемых для туристической аренды объектов. 

И сейчас регионам очень важно изучить полученный этим летом опыт, чтобы перевести ситуационный интерес в долгосрочный – чтобы люди продолжали посещать эти места даже при условии открытых границ.

Спрос россиян на краткосрочную аренду туристического жилья (лето 2019 к лету 2020)

Город Изменение спроса за год
Суздаль 2,1 раза
Кострома 46%
Нижний Новгород 61%
Торжок 53%
Переславль-Залесский 64%
Углич 57%
Красноярск 2,4 раза
Екатеринбург 27%
Томск 28%

Так сложилось, что за пределами популярных внутренних направлений, особенно в малых городах, многие собственники, сдающие свое жилье посуточно, привыкли зарабатывать пассивно, не вкладываясь ни в сервис, ни в дизайн, ни в привлечение клиентов. Отчасти это связано с тем, что их жители попросту не воспринимали такой бизнес как серьезный источник финансов. Однако этим летом, с наплывом туристов, они поняли, что сфера краткосрочной аренды жилья – прибыльная, и при должном отношении здесь можно и нужно получать существенный доход. Об этом косвенно свидетельствует и то, что во многих регионах “просела” наполняемость гостиниц. Платежеспособные жители мегаполисов снимали жилье где-нибудь в городках Костромской или Псковской областей на недели или месяцы для самоизоляции, а арендовать квартиру на такой срок гораздо выгоднее, чем номер в гостинице.

При этом запросы на классный сервис и жилье у среднестатистического россиянина повышаются: прослойка «среднего класса» количественно выросла, и, в отличие от начала двухтысячных, сегодня очень много граждан России со стабильным достатком хотят и готовы путешествовать по своей стране. Причем они уже не будут довольствоваться условиями из разряда «будем рады и раскладушке». А как раз в малых городах собственники зачастую словно застряли в старой парадигме: мало объектов с качественным ремонтов, посредственный сервис. И это нужно менять.

Между тем, у регионов есть уникальное преимущество, чтобы действительно процветать в сегменте посуточной аренды недвижимости. Некоторые небольшие, но имеющие туристический потенциал населенные пункты не могут похвастаться наличием хороших отелей – крупные сети туда просто не заходят, а качество имеющихся гостиниц непредсказуемо. Но конкуренции у них нет – туристам просто негде больше останавливаться. И здесь у местного населения появляется шанс предложить свои варианты жилья путешественникам и выгодно выделиться на фоне существующих опций. Скажем, обычная цена однокомнатной квартиры при посуточной аренде в центре Твери – на уровне 1500 рублей в день, а квартиру с дизайнерским ремонтом можно сдавать за 3000 рублей и больше.

Кроме того, отдыхающим стоит предлагать насыщенную культурную программу и разные способы проведения досуга. И если проанализировать, многие популярные у туристов малые города привлекают гостей именно этим, а не природными или архитектурными достопримечательностями. Конечно, в России есть и “музейные” Суздаль или Ростов Великий, которые целенаправленно сохранялись как заповедники в советское время, но найдется и множество других примеров.

Одним из самых вдохновляющих является город Мышкин в Ярославской области, который посещают до 140 000 туристовв год. Расположение на Волге совсем не уникально – особенным Мышкин сделал энтузиазм местных краеведов, которые организовали в историческом центре множество музеев, ремесленных мастерских, магазинов с волжскими деликатесами и изделиями народных промыслов. 

Еще один пример – подмосковная Коломна, где можно не просто посетить производство пастилы, а погрузиться в атмосферу XIX века на театрализованных экскурсиях. Вспоминается и Переславль-Залесский с музеем узкоколейной железной дороги и организованными чаепитиями с самоваром, и Выборг со стилизованными под средневековье ресторанами. 

Где-то достопримечательностей объективно больше, где-то – меньше, но во всех этих городах жители, работающие в турбизнесе, объединились, чтобы предложить своим гостям наилучший опыт. Кстати, по этому же принципу развивались и многие европейские малые города, где были придуманы знаменитые ныне гастрономические фестивали и другие мероприятия.

Востребованность такого формата отдыха подтверждается цифрами. Так, недавний опрос Авито Недвижимости о предпочтениях туристов показал, что культурно-познавательный отпуск в 2020 году оказался популярнее пляжного, а больше всего россиянам запомнилось знакомство с достопримечательностями, обычаями и традициями регионов. 

В результате свыше 90% туристов остались довольны казалось бы вынужденным отпуском в России. Наверняка эти тенденции сохранятся в 2021 году, и задача туристической отрасли – обеспечить хорошее предложение для тех, кто вошел во вкус.

За туристическую привлекательность города надо бороться сообща. И если мироздание не наградило его общепризнанными “магнитами” вроде моря, горной вершины или национального парка, кому, как не жителям, создать из своего родного края что-то действительно уникальное?


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook