Тема недели
Для владельцев гостиничного бизнеса на сегодня, как никогда важна продажа номерного фонда по более высокой цене, увеличить средний чек проживания гостя, одновременно и ненавязчиво предложить доп. услуги гостю, рассказать об отеле, при этом не стоит упускать уровень предлагаемого сервиса, а как же стиль и репутацию.
Парадокс: число туристов в России падает, число отелей растет. Почему?
Желающих приехать в Россию с каждым годом становится все меньше. Неумолимая статистика свидетельствует о сокращении потока въездного туризма. Казалось бы, какой уж тут гостиничный бизнес. Однако, как показывает та же статистика, число гостиниц неуклонно растет: развитие внутреннего туризма создало спрос на небольшие отели. Именно сети таких отелей представляют сегодня наиболее динамичный и интересный сегмент рынка, пишет "BusinessWeek Россия".
Пару лет назад Евгений Дорогомилов продал свои миноритарные пакеты акций нескольких крупных столичных магазинов и уехал за тридевять земель - на байкальский остров Ольхон. Не то чтобы на пенсию- просто на более спокойный, чем фондовый, рынок, который к тому же сам и создал. "Еще во времена СССР по линии комсомола я немало поездил по миру - видел и водопад Каландула в Анголе, и безумно красивые закаты на Кубе, и очаровательные югославские острова, - вспоминает 45-летний предприниматель. - Но вот зацепило только на родном Байкале". Зацепило так, что большую часть заработанного на акциях Евгений вложил в строительство на Ольхоне двух мини-отелей на 35 номеров каждый. "По предварительным расчетам, на все про все потребуется около $10 млн, - раскрывает детали своего бизнес-плана будущий отельер. - Срок окупаемости - 7 лет. Конечно, никаких сверхприбылей здесь нет, но зато внуки унаследуют бизнес, приносящий стабильный доход, который позволит им хорошо устроиться в этой жизни".
Перспективный бизнес
Судя по данным Discovery Research Group, в поисках спокойной гавани Евгений вписался в весьма модную тенденцию: последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20%, а к концу текущего года имеет все шансы и вовсе преодолеть планку в 25%, подобравшись к $4 млрд. "При этом основной прирост сегодня происходит не за счет крупных пятизвездных отелей, как раньше, а благодаря небольшим сетевым отелям в регионах", - говорит Дмитрий Погорельцев, исполнительный директор Российской туристической ассоциации.
С одной стороны, местные сети небольших отелей обгоняют международных гигантов, с другой - местные туристы уверенно занимают место иностранцев. По данным Российской ассоциации туристических агентств (РАТА), если в 2002 году Россию посетили примерно 3,1 млн туристов, то к концу 2006-го их число снизилось до 2,4 млн, а в этом году ожидается еще меньше гостей - 2 млн. Причин такого сокращения несколько: дорогие визы, которые к тому же сложно получить, неразвитость транспортной и развлекательной инфраструктуры, постоянно растущие цены на услуги для иностранцев. Российскому внутреннему туристу проще: проблемы с дорогами и транспортом ему привычнее.
Но вот гостиниц россиянам уже явно не хватает. Если в 2002 году в санаторно-курортных учреждениях было обслужено 11,8 млн российских туристов, то к концу 2007-го, по оценкам РАТА, внутренний турпоток составит 40-45 млн человек. "Практика показывает, что большинство туристов пока не могут позволить себе во время путешествий жить в дорогих четырех- и пятизвездных отелях, - отмечает Дмитрий Погорельцев. - Однако и в старых советских гостиницах и санаториях они жить тоже не хотят. Оптимальный вариант для них - небольшие аккуратные гостиницы со средней стоимостью номера $60-90 в сутки, включая завтрак".
К тому же рынок коммерческой недвижимости в России постепенно успокаивается, поэтому и инвесторы не чувствуют себя в проигрыше, перемещаясь в гостиничный сектор. "Вкладываться в строительство жилья и бизнес-центров сегодня уже не так выгодно, как было еще два-три года назад, - рассказывает Олег Востриков, заместитель директора девелоперской компании "Развитие". - Если брать те же офисы, то срок их окупаемости в Московском регионе увеличился с 3-4 до 6-8 лет, и это при том, что расходы в виде различных обременений (например, возведение электроподстанций и другой инфраструктуры) возросли. Да и построили бизнес-центров уже столько, что продать конечный продукт после завершения строительства с той нормой прибыли, которую планировали ранее, попросту нереально".
С гостиничной же недвижимостью совсем другая история. Местные власти нередко и сами борются с дефицитом номеров. Так, власти Великого Новгорода предоставляют гостиничным инвесторам четырехлетние "налоговые каникулы" по налогу на землю. В Петербурге недавно начал работу Координационный совет по сектору малых гостиниц, который призван в три-четыре раза снизить бюрократическую волокиту, связанную с открытием мини-отелей в северной столице. А в Москве теперь городские власти будут оплачивать две трети процентной ставки по кредиту, если инвестор строит гостиницу на заемные средства. Кроме того, инвесторов, возводящих отели емкостью до 100 номеров в пределах Третьего транспортного кольца, освободят от расходов на строительство питающих центров, сетей, коммуникаций и других объектов инженерного обеспечения.
Сетевая игра
Самый динамичный сегмент гостиничного бизнеса, по словам участников рынка, - небольшие сети. "Во-первых, развивая сеть хотя бы из трех-четырех отелей, можно значительно - на 20-30% - снизить расходы на строительство и функционирование каждой конкретной гостиницы, - говорит Дмитрий Погорельцев. - Во-вторых, сеть позволяет оптимизировать бизнес-процессы. В-третьих, под развитие сети гораздо легче получить банковский кредит, чем на строительство отдельного отеля". Наконец, как показывает практика, туроператоры гораздо охотнее работают с сетевыми отелями, чем с единичными небольшими гостиницами, ведь в таком случае им проще размещать группы туристов.
Основные сетевые игроки: AMAKS grand hotels (более 3 тыс. номеров), HELIOPARK Group (1407 номеров), "Интурист Отель Групп" (более 2500 номеров), "Русские отели" (400 номеров к концу года) и "Азимут Менеджмент Групп" (более 3 тыс. номеров на сентябрь 2006-го).
Президент "Интурист Отель Групп" Филипп Брисбуа считает, что время гостиниц-одиночек прошло: "Они не поспевают за быстрыми темпами роста индустрии гостеприимства, как правило, не владеют современными гостиничными технологиями и, самое главное, остро нуждаются в профессионально подготовленных кадрах".
Гостиничные технологии стали развиваться в России недавно. По словам Александра Гусакова, президента HELIOPARK Group, несколько лет назад в России не было даже понимания того, что собой представляет гостиничный бизнес. "На первоначальном этапе приходилось решать вопросы взаимоотношения управляющей компании и собственника отеля, очень важно было добиться доверия. Приходилось создавать договорную базу, которая соответствовала бы международным стандартам. Все это приходило постепенно", - комментирует менеджер.
Один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным, объясняет, что многие собственники отелей боялись, смогут ли управляющие компании (УК) эффективно руководить гостиницей, не будут ли воровать. А у УК, по мнению члена совета директоров AMAKS Grand Hotels Дмитрия Златкина, одна из основных проблем законодательная. "Естественно, у каждой компании есть собственная договорная база. Но у нас нет закона, который позволял бы реально взять на длительный срок гостиницу в управление, - сетует Дмитрий Златкин. - Вообще говоря, это проблема федерального уровня. Мы можем собрать команду, передать владельцу гостиницы список своих стандартов, своих клиентов, а собственник может сказать "спасибо" и в любой момент отказаться".
Недоволен правовым регулированием отельного бизнеса и Александр Лесник, генеральный директор Hotels Consulting & Development Group. "Законодательная база не предусматривает договора для закрепления отношений собственника и управляющего, который в равной степени устраивал бы обе стороны, - объясняет он свою позицию. - Существующие положения о договоре доверительного управления впрямую применить нельзя: он налагает на УК обязательства отвечать за объект, а остальные формы договорной практики допускают возможность их расторжения собственником в любой момент".
Другая серьезная проблема сетевых отелей - подбор и обучение персонала. "Приходится постоянно проводить тренинги сотрудников гостиниц, внедряя высокие стандарты обслуживания", - подчеркивает Филипп Брисбуа.
Дмитрий Златкин уточняет, что приходится менять советский менталитет некоторых сотрудников, полагающих, что не они должны клиенту, а клиент им. В течение первого года персонал среднестатистической гостиницы в AMAKS Grand Hotels меняется на 70-80%. Однако Златкин не сдается: его компания не только создала обучающий центр для своего персонала, но и ведет переговоры с вузами о создании совместного проекта.
"С нашей стороны - практика, трудоустройство и возможность карьерного роста, со стороны вуза - теория. Кроме того, мы можем дать учебному заведению возможность открыть филиалы обучающего центра прямо на базе наших гостиниц", - делится планами Дмитрий Златкин. В компании объясняют, что для работы мини-отеля, состоящего из 30-50 номеров, вполне достаточно 15-20 сотрудников.
Так что эта сфера гостиничного бизнеса в самой начальной стадии развития. "Из 4812 гостиниц России в 2005 году (не считая объектов санаторно-курортного направления), лишь одним процентом управляют западные операторы и двумя процентами российские, - приводит данные Федерального агентства по туризму Александр Славецкий, заместитель гендиректора "Русских отелей". - И многие собственники, управляющие своими объектами самостоятельно, предпочли бы доверить этот бизнес профессионалам". Именно на эту тенденцию делает ставку компания "Русские отели", которая к концу 2007 года планирует довести число объектов под своим управлением до 10 отелей, а к 2011-му увеличить эту цифру до 25.
AMAKS Grand Hotels также активно занимается развитием курортного направления. В частности, компания уже приобрела санаторий в Ессентуки и курорт в Перми, а также прорабатывает варианты постройки новых гостиниц. "Пока мы управляли только собственными отелями, но сейчас почувствовали, что готовы брать у людей в управление их объекты, - говорит Дмитрий Златкин. - Мы готовы работать везде, даже в городах с населением в 100 тыс. человек, а также рассматриваем варианты выхода за пределы России, например, в Узбекистан и Белоруссию".
По расчетам менеджмента компании, подобная тактика должна привести к тому, что рост сети в 2007 году составит 20%. В свою очередь, HELIOPARK Group приоритетным вектором в собственном развитии считает экспансию в наиболее привлекательные с точки зрения туризма регионы России и стран СНГ. "У нас уже есть две гостиницы в Германии: собственная и под управлением, а вообще за счет стран Западной и Восточной Европы мы намерены развивать только 10% сети", - отмечает Александр Гусаков.
В Европе, конечно, обороты побольше, зато в России почти нет конкуренции между гостиничными сетями. "Сегодня всем хватает места, - говорит Дмитрий Златкин. - Поэтому мы скорее коллеги, чем соперники".
С кем местные сетевые гостиницы могут вступить в соперничество, так это с международными сетями, если иностранный туристический поток все же пойдет на поправку.
Александр МАКАРЕНКО, Ольга ТАНАС
Журнал "BusinessWeek Pocсия"
Опубликовано: 03 октября 2007
Просмотров: 11890
Рубрики: Гостиницы России, Статистика и Исследования, Консалтинг и Управление
Регионы: Россия
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Новости этого источника
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook