Тема недели
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Точка зрения: Осенняя зрелость отельеров
Собирая щедрый осенний урожай, вдруг осознаешь, что наступили долгожданные перемены. Подобно внезапно принявшемуся расти на каменистой почве деревцу, российский гостиничный рынок весьма заметно вырос как в объемах, так и в ценах. По данным консалтинговой компании HVS International, средняя стоимость проживания в московских гостиницах в этом году составила 240,9 евро в день, превысив среднюю стоимость проживания по Европе (233,6 евро в день).
В свою очередь, инвестиционная сделка по рефинансированию строительства гостиницы Ritz-Carlton на сумму 160 млн евро стала крупнейшей на московском рынке коммерческой недвижимости. И хотя сегодня российская индустрия гостеприимства переживает еще не самые лучшие времена, пора кризиса уже миновала.
Сентябрь прошел под знаком кардинального изменения официальной позиции правительства Москвы относительно ситуации в гостиничном секторе. В последние три года авторитетные московские чиновники говорили о том, как столице нужны гостиницы категории “3 звезды” и какие выгодные условия город создает для их строительства. Теперь, оказывается, ситуация на столичном гостиничном рынке изменилась настолько, что строительство гостиниц будет просто поставлено на поток. В рамках традиционного субботнего объезда 9 сентября мэр Москвы Юрий Лужков посетил новую гостиницу Holiday Inn на Сущевском Валу и всенародно заявил о планах города по ликвидации гостиничного дефицита. “У нас есть программа по строительству и вводу в эксплуатацию до 2010 г. 75 гостиниц, — пояснил мэр. — Когда мы ее реализуем, мы получим утроение числа гостиничных мест”.
Пока что не очень понятно, за счет чего городские власти намерены реализовать очередную революционную идею. Возможно, она так и останется столь же утопичной, сколь и приоритетное строительство гостиниц категории “3 звезды”. Понятно, что пока в Москве выгодно строить гостиницы категорий “4-5 звезд” и пока заполняемость гостиниц в целом достаточно высокая (72,4%, по данным исследования HotelBenchmark Survey), строить гостиницы категории “3 звезды” и ниже просто менее выгодно. Какой же девелопер будет сознательно снижать свой доход?
Целый ряд факторов убедительно свидетельствует о том, что гостиничный рынок столицы неуклонно идет в гору. Это продемонстрировал один из немногих в стране профессиональных форумов в области гостиничного бизнеса — Russian Hotel Investment Forum — 2006, организованный компанией Jones Lang LaSalle Hotels. По данным Jones Lang LaSalle, только за первое полугодие 2006 г. рост цен на номер составил 23%. А в прошлом году этот показатель, по различным оценкам, составил 32-35%.
Другим положительным изменением на гостиничном рынке является то, что этот сектор уже может развиваться самостоятельно. Девелоперы гостиниц способны найти недостающие средства, в первую очередь на внутреннем рынке. Примечательно, что подобные сделки заключались прямо на форуме. Инвесторы находили девелоперов с недофинансированными объектами, готовых принять их помощь и справедливо разделить прибыль. А девелоперы, в свою очередь, могли сложить часть бремени ответственности на мощные плечи инвесторов и, возможно, увидеть в их лице более зрелых партнеров. Правда, управляющий директор “Балчуг Кемпински” (Москва) Джанни ван Даален говорит, что местные инвесторы считают, что финансирование проектов на срок более 3-4 лет — “гиблое дело”.
На мой взгляд, это мнение слегка запоздало. Так было еще несколько лет назад, но сейчас московские и региональные девелоперы не боятся трудностей и во имя реализации интересного проекта идут на всевозможные подвиги, например на расселение многоквартирных домов в центре города. Азарт и желание добиться цели — вот основные движущие силы современных пионеров-отельеров.
По мнению ряда авторитетных иностранных участников рынка, главный аргумент, сдерживающий приток инвестиций в гостиничный сектор, — недостаток популяризации России за рубежом. “Сегодня Москва еще может прожить без туризма”, — отметила, выступая на Russian Hotel Investment Forum — 2006, старший вице-президент компании Jones Lang LaSalle Hotels Марина Усенко. Действительно, чтобы в страну приехали, о ней должны хотя бы узнать. И если во времена СССР в Россию, образ которой был слегка замутнен капиталистической пропагандой, все-таки приезжали самые смелые и отважные туристы, то сегодня, когда политическая и экономическая ситуация в стране достаточно стабильна, восстановление гостиничного сектора идет полным ходом, а сервис, хотя и со скрипом, становится все более европейским, популяризации этого направления развития экономики почему-то не уделяется должного внимания. Верным средством от непопулярности Москвы и России у иностранных туристов может стать участие российских делегаций в ведущих специализированных международных выставках в сфере гостеприимства. Пока что наши специалисты в области гостиничного бизнеса редко ездят на такие салоны, как, например, Arabian Travel Market (ATM), собравший в этом году 18 000 участников. Одинокая девушка в национальном костюме на стенде Москвы и Московской области, рекламировавшая любопытствующим и реально заинтересованным в поездке в Москву посетителям музейный комплекс “Коломенское”, вызывала двойственное чувство. То ли посетители не туда попали, то ли диалог велся на разных языках, несмотря на то что обе стороны владели английским.
Впрочем, и гостиничные выставки бывают разными. Столичные и региональные участники гостиничного рынка очень ждали новую специализированную гостиничную выставку HF&E, которая была организована при активной поддержке ОАО “ГАО “Москва”. Эффектная латинская аббревиатура в названии HF&E (Hotel Forum & Exhibition) в переводе на русский означает “Московский международный гостиничный форум и выставка”. Форум получился, выставка — нет. Почти всю площадь экспозиции заняли многочисленные производители сопутствующих гостиничных товаров и услуг и стенды специализированных СМИ. Отельеров было и вовсе два, причем один из них — компания “Сити-Отель”, имеющая с правительством Москвы совместный проект. Что касается форума, то здесь удались те секции, организаторы которых проявили творческую инициативу при хорошем базовом знании рынка. К примеру, большой интерес вызвали конференция “Тенденции развития гостиничного бизнеса в регионах России”, организованная редакцией мультимедийного издания “Индустрия гостеприимства”, и мастер-класс “Дизайн-проект современного отеля”, в рамках которого выступил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.
Впрочем, острые дискуссии на остальных секциях форума тоже велись, только не всегда в конструктивной манере. Актуальная проблема сертификации отелей вызвала явное раздражение у президента ассоциации “Отель-Эксперт” Маргариты Немоляевой. Конечно, руководитель авторского коллектива разработчиков Системы классификации гостиниц и других средств размещения, одобренной распоряжением правительства РФ от 15.07.2005 № 1004-р, к. э. н., доцент Маргарита Немоляева вполне имела право на свое особое мнение. Однако ее критика в адрес представителя компании Heliopark Group при одновременном смешении понятий стандартизации, сертификации и классификации гостиниц оставила у слушателей весьма тягостное впечатление. Те, кто был в курсе проблемы, имел все шансы запутаться, а те, кто просто захотел ознакомиться с нынешней ситуацией в области классификации отелей, и вовсе ничего не поняли.
Между тем ряд важных принципов классификации так и не был озвучен. Например, российская система классификации гостиниц, будь она хоть пятьдесят раз одобрена на национальном уровне, еще не является поводом для доверия со стороны иностранных туристов. По оценке компании Jones Lang LaSalle, в Москве всего лишь 9500 гостиничных номеров, соответствующих современным международным стандартам. Еще более категорична в своих оценках компания HVS International, в отчете которой говорится о том, что международным стандартам соответствуют лишь 8000 (около 23%) из 35 000 гостиничных номеров столицы. На мой взгляд, это весьма низкий для претендующего на звание гостеприимного города показатель. Поскольку Москва все-таки находится в Европе, то гораздо более весомым будет наличие у гостиницы сертификации в соответствии с международными критериями качества, например европейского гостиничного стандарта (EUHS), разработанного Европейской экономической палатой торговли, коммерции и промышленности (EEIG). Наличие подобной сертификации позволит гостинице не только использовать символику Евросоюза с указанием соответствующей категории звездности, но и принимать представительные иностранные делегации на самом высоком уровне.
Участники гостиничного бизнеса говорят о широких возможностях развития в России новых форматов гостиниц — мотелей, кондо- и апарт-отелей. События первых дней октября показали, что явно назревает необходимость и в строительстве специализированных курортов, центром которых могли бы стать предприятия игорного бизнеса. Недавние репрессии в отношении столичных казино, несомненно, подтолкнут их владельцев и инвесторов к поиску выхода из кризиса жанра. 4 октября спикер Госдумы Борис Грызлов объявил о том, что в России будет создано не более четырех зон, где смогут размещаться игорные заведения. Собственно, такие меры предусмотрены в поправках к закону об игорном бизнесе, переданных президентом Владимиром Путиным в Госдуму. “Предлагается выделить не более четырех ограниченных территорий, где возможно заниматься игорным бизнесом, — отметил спикер. — Это могут быть две территории в европейской части: одна — в Сибири и одна — на Дальнем Востоке. Сейчас предлагаются территории, свободные от проживания”. Так что вполне вероятно, что в скором времени не только россияне, но и гости страны смогут наслаждаться отдыхом в центре игорного бизнеса “Вау, Малаховка!” или “Эх, Нарьян-Мар!”. Возможно, к этим нетрадиционным формам стоит присмотреться и таким потенциальным лидерам гостиничного бизнеса, как Сочи. Пока что возможности по привлечению иностранных туристов в этом городе остаются нереализованными: 85% отдыхающих здесь — россияне.
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook