Как открыть мини-отель

(21/01/2004)
 
В Петербурге работают порядка 80 мини-отелей. Еще два-три десятка работает полуофициально.Однако считается, что эта ниша пока достаточно свободна.
 
"В таких европейских туристических центрах, как Венеция, Париж, Прага, на каждую тысячу жителей приходится 20 гостиничных мест, -- рассказал главный специалист Комитета по туризму и развитию курортов администрации Санкт-Петербурга Виктор Овсянников. -- В Петербурге на тысячу жителей приходится шесть гостиничных мест". Количество отелей необходимо хотя бы удвоить. Отсутствие нужного количества конкурентов является основным преимуществом для бизнеса.
"Еще один плюс в доходности мини-отеля -- 35% чистой прибыли в год и выше, -- считает генеральный директор ООО "Первая компания" Алексей Мусакин, -- обычно проект окупает себя за 5-7 лет. А при нынешнем дефиците наполнить гостиницу не составляет труда". Из 100 петербургских мини-отелей 20% приходятся на хостелы и гостиницы с номерным фондом пяти-шестизвездного уровня. Остальные 80% работают в ценовой категории трех-четырехзвездных отелей.
Мини-отели редко соответствуют своим звездам. Качество номерного фонда может превосходить "звездность". Но все необходимые стандарты трех-четырехзвездного уровня обеспечить сложно. К ним относятся высокий уровень сервиса, охраны, развитая инфраструктура и прочие. Однако ограниченный комплекс услуг позволяет снизить расценки. Это, помимо домашней атмосферы, также привлекает клиентов в мини-отели.
 
Шаг 1. помещение
Главным в организации мини-отеля считается поиск помещения. Для гостиницы в 10 номеров потребуется здание или его часть площадью около 600 м2.
Всего на организацию трех-четырехзвездного отеля потребуется от $ 1 млн. Для хостела нужно порядка $ 300 тыс. В любом случае 65% этих денег уйдет на покупку недвижимости, 35% -- на ее перестройку в гостиницу. Окупаемость проекта -- 5-7 лет. "Помещения для мини-отеля лучше купить, -- считает генеральный директор ООО "Первая компания" Алексей Мусакин, -- арендодатели редко соглашаются на капитальную перестройку своих владений.
К тому же недвижимость позволит взять кредит в банке. Она постоянно растет в цене и позволяет, в случае необходимости, выйти из бизнеса без потерь".
 Идеальным вариантом для гостиницы считается отдельно стоящее здание на тихой улочке исторического центра, недалеко от метро и транспортных развязок, как, например, "Австрийский домик" на Фурштатской, "Шелфорт" на 3-й линии Васильевского острова.
 Выкупая недвижимость, обратите внимание на ее культурно-историческое прошлое. Если таковое имеется, забудьте об этом варианте. Переделать объект в гостиницу и соблюсти все требования КГИОПа практически невозможно. Если вы приобретаете квартиры, приготовьтесь к трудностям с переводом жилого фонда в нежилой. Некоторые отели официально не зарегистрированы именно потому, что их владельцам такой перевод не удался.
 Затем следует разработать и согласовать с главным архитектором города план реконструкции отеля. На деле, соответствующие документы готовят и утверждают параллельно со строительными работами. Хорошо, если выбранные вами архитектор, дизайнер и генподрядчик имеют опыт работы с аналогичными объектами. Гостиничная планировка имеет ряд хитростей, которые необходимо знать. По завершении стройки владельцы отеля заключают договоры с "Ленэнерго", "Водоканалом", пожарными и пр.
Основной признак малых отелей: количество номеров -- не более 50. Качество номеров может быть разным: от хостелов до пяти-шестизвездного уровня.
 Другим отличием считается ограниченный комплекс услуг и "семейная" атмосфера.
 Выделяют также мини-отели (до 10 номеров) и апарт-отели, состоящие из номеров квартирного типа.
 Малые гостиницы могут располагаться в пригороде, в центре города и на его окраинах. Наиболее выигрышный вариант -- исторический центр.
 
Шаг 2. инфраструктура
 Инфраструктура обеспечивает отелю звездность и приносит прибыль. По мнению специалистов, дополнительные услуги могут обеспечить треть от оборота.
 "Большинство отелей обеспечивают только оформление визы, шведский стол и трансфер, --рассказала исполнительный директор ООО "Сеть минигостиниц Санкт-Петербурга" Тамара Буйлова, -- в остальном мини-гостиницы кооперируются с участниками рынка услуг: туристическими и транспортными компаниями, театральными кассами, спортзалами, кафе, прачечными, больницами".
 Специальные соглашения гарантируют скидки, позволяют выставлять единые счета и оплачивать их кредитками. Например, постоялец съедает континентальный завтрак в отеле, а обед и ужин -- в ближайшем кафе. Счет за все ресторанные услуги клиент оплачивает в гостинице в конце своего пребывания.
Клиентов ограниченный сервис редко смущает. Тому есть несколько причин. Во-первых, в Петербурге еще не хватает отелей. Во-вторых, мини-отели привлекают домашней атмосферой, и постояльцы готовы мириться с некоторыми ее недостатками. "Основные требования к мини-отелям: центр города, удобное расположение, парковка или возможность подъехать на машине или автобусе, -- считает исполнительный директор ООО "Интерсити Сервис" Лидия Мелконян, -- для групп необходим зал для завтраков, для индивидуальных туристов это не обязательно".
 
 Шаг 3. персонал
Для работы отеля с фондом в 10 номеров хватит 5-7 человек. Основное требование к сотрудникам -- универсальность.
При необходимости директор может встретить и разместить постояльцев, cотрудник ресепшн -- приготовить завтрак, шофер -- выступить в роли слесаря.
"Профессиональные горничные, портье и официанты не всегда подходят для этой сферы гостиничного бизнеса, -- считает генеральный директор ООО "Первая компания" Алексей Мусакин, -- они в совершенстве владеют специализацией, но психологически не готовы держать руку на пульсе всего отеля".
Хорошими кандидатами на должности сотрудников являются работники сферы услуг и студенты вузов. Им не хватает выучки, но они вполне интеллигентны и обходительны. Источником кадров может стать семья владельца гостиницы. Когда бизнес только становится на ноги, с родственниками проще договориться о внеурочных и гибкой оплате труда.
 "Менеджеры и владельцы мини-отелей в большинстве своем не профессионалы от гостиничного бизнеса, -- рассказала эксперт Санкт-Петербургского Фонда Развития Бизнеса Татьяна Апатовская, -- уже "на посту" многие обзаводятся соответствующим образованием". В последнее время появились фирмы, специализирующиеся на управлении несколькими отелями: собственными и чужими.
 В процессе работы многофункциональных сотрудников возможны заминки. Однако постояльцев мини-отелей привлекает не только цена, но и домашняя атмосфера. За это клиенты прощают такие недочеты, как знание персоналом только одного иностранного языка и пр.
 
Шаг 4. клиенты
Грамотная клиентская база заполнит отель постояльцами независимо от сезона. Формировать ее следует за несколько месяцев до открытия.
Мини-отели наиболее популярны у активных туристов, тех, кто путешествует с детьми или приехал по делам. Определенную роль играют национальные пристрастия. "Американцы и азиаты предпочитают большие гостиницы, -- считает эксперт Санкт-Петербургского Фонда Развития Бизнеса Татьяна Апатовская, -- европейцам больше нравятся мини-отели". Финны, приезжая по делам, обычно селятся в мини-отелях, а на отдыхе выбирают большие гостиницы с ресторанами и сауной. Самыми требовательными считаются итальянцы. Для них качество отеля может стать решающим при выборе страны и города в разгар туристического сезона.
Для отеля источниками клиентов служат совместные предприятия, турфирмы, Интернет и круг знакомых. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Значительное количество клиентов обеспечат правильно выбранные турфирмы. Такие компании всегда берут комиссионные за свои услуги. Туроператоры поставляют жильцов только после осмотра отеля. Для того чтобы привлечь тех и других, следует разослать коммерческие предложения, засветиться в специализированных туристических каталогах: печатных и электронных. Хорошо, если информацию сопровождают фотографии номеров, план расположения отеля.
"Посольства и совместные предприятия поставляют клиентов круглый год, -- считает исполнительный директор ООО "Сеть минигостиниц Санкт-Петербурга" Тамара Буйлова, -- это позволяет продержаться в межсезонье". Компании не требуют значительных скидок, поскольку их цель не турбизнес, а размещение своих сотрудников и партнеров.
 Если вы рассчитываете на "деловых" постояльцев, отель следует расположить в районе бизнес-центров и консульств. Их особенно много на Васильевском острове.
Частные постояльцы находят отель через знакомых, деловых партнеров, рекламу. Минус таких клиентов в их непредсказуемости. Турист может забронировать номер через Интернет, а потом отказаться от поездки. Снять причитающиеся проценты в таком случае проблематично.
 

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook