Гостиницы России: Туристический поток в Россию снизился на 25%


Денежную емкость гостиничного рынка аналитики оценивают в 1,7-2 млрд. долл., а темпы роста - в 20-25% в год. Наибольший спрос приходится сегодня на гостиницы среднего ценового сегмента. Средний класс отелей, наиболее распространенный на Западе, в российской гостиничной индустрии не освоен, - сообщается в аналитическом отчете "Тенденции развития российского гостиничного рынка", выпущенном агентством ABARUS Market Research в конце марта 2006 г.

Интерес к гостиничному строительству в России наметился около двух лет назад и продолжает расти. Подкрепляется он сохраняющимся дефицитом предложения гостиничных услуг практически во всех ценовых категориях при стабильном спросе. Особенно заметная активность гостиничного строительства отмечается в Москве и Санкт-Петербурге, ряде городов-миллионеров, а также в Краснодарском крае. В ряде регионов гостиничный бизнес развивается даже более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости: жилищный и торгово-офисный.

В Москве главным фактором выступает дороговизна земли, а также отсутствие удобных мест для застройки гостиниц. Столичное правительство неоднократно заявляло о своей готовности способствовать развитию рынка гостиничных услуг, однако бюрократические препоны все еще сильны. Кроме этого, московские власти довольно неудачно, по мнению экспертов, инициируют реконструкцию и замену существующего гостиничного фонда. В течение последних трех лет московский рынок уменьшился на 3,5 тысячи номеров только в снесенных гостиницах. А это практически четверть номерного фонда среднего сегмента. Снос гостиниц между тем продолжается.

По данным отчета, в 2005 году туристический поток из-за рубежа снизился более чем на 16%, а по экспертным оценкам - на все 25%. В первую очередь дороговизна гостиниц отпугивает туристов, желающих посетить Россию с ознакомительными целями. Бизнес-туристы останавливаются в отелях "4-5 звезд", с предложением которых в обеих столицах дела обстоят чуть лучше по сравнению с гостиницами средней категории. За последние два с половиной года в Москве и Санкт-Петербурге в совокупности открылось около десятка довольно крупных (свыше 50 номеров) отелей верхнего сегмента, что впрочем, пока никак не сказалось на уровне цен, которые все еще существенно превышают мировые.

Серьезной альтернативой гостиницам в таких условиях становятся съемные квартиры с посуточной оплатой - апартаменты. Можно сказать, что именно из таких апартаментов "вырос" петербургский рынок мини-отелей, которые по большей части представляют собой выкупленные подъезды в многоквартирных домах. К настоящему времени предложение гостиничных услуг этого сектора в Санкт-Петербурге находится на том уровне, когда уже можно говорить о конкуренции. Подтверждением этому служит возникновение ассоциации мини-гостиниц. Такая кооперация, скорее всего, поспособствует еще и тому, что теперь услуги большинства мини-гостиниц, до сих пор разрозненные, обретут некоторый регламент и выйдут на более цивилизованный уровень. Московский рынок мини-гостиниц пока развивается медленно, несмотря на то, что инвестиционная деятельность в этом секторе имеет хорошую перспективу.

В российских регионах, в отличие от обеих столиц, активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня. О многообещающих планах заявляют как российские инвесторы, так и крупные международные, однако иностранцев несколько отпугивают высокие риски и бюрократия, поэтому они стараются найти российского партнера. Наиболее перспективным направлением считается развитие гостиничных сетей в региональных центрах - там спрос на гостиничные не является рваным и сезонным, что больше характерно для таких крупных туристических центров, как Москва, Санкт-Петербург или города Золотого кольца. Правда, в провинции труднее привлечь высококвалифицированный персонал.

Чтобы проект был успешным, необходимо правильно выбрать земельные участки и экономно подходить к процессу строительства. Главный секрет успешного управления гостиницей - умение прогнозировать спрос. Рынок в России не насыщен, но инвестору не стоит пренебрегать маркетинговыми исследованиями против "слепого" вхождения в гостиничный бизнес. Отелю нужно грамотно ориентироваться на потребителя - номерной фонд и класс обслуживания должен соответствовать запросам местного рынка. Затраты на строительство трехзвездочного отеля на 100 номеров могут составить 7-10 млн. долл. Осмелившись на инвестирование, необходимо еще запастись терпением - возврата средств придется ждать 5-7 лет.

В отчете агентства ABARUS Market Research отмечается: последние аналитические прогнозы обещают, что ставки доходности жилищной и торгово-офисной составляющей рынка недвижимости должны снижаться и постепенно приближаться к рентабельности гостиничного бизнеса. Рынок сможет придти к равновесному состоянию не ранее 2010 г., поэтому в ближайшие три-четыре года на российском гостиничном рынке ожидается бум.

http://research.rbc.ru


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook