Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Как коронавирус повлиял на рынок отелей и недвижимости
В своем обращении к гражданам 28 апреля президент Российской Федерации, Владимир Путин снова продлил нерабочие дни. В этот раз до 11 мая. Так, многие отрасли приостановили работу почти на 1,5 месяца.
В числе наиболее потерпевших отраслей оказались и отельеры. Обычно в мае уже начинается туристический сезон, но в этом году, его, вероятно, не будет совсем.
Кризис коснется всех, в том числе, гигантов вроде Hilton, Four Seasons и Radisson. У них только зарплатный фонд может достигать десяток миллионов рублей в месяц. Коммунальные платежи — тоже немаленькая сумма. Сильнее всего по ним ударило исчезновение иностранцев. Планируемая стратегия — уменьшение персонала и демпинг.
Ещё один пострадавший класс — это наследие советского времени. К ним относятся такие объекты, как гостиницы «Охтинская», «Октябрьская», «Санкт-Петербург», отели «Москва», «Талион отель». Заполняемость для этих гостиниц критична, если есть кредитные обязательства. При плохом исходе банки будут претендовать на имущество.
Как способ выживаемости отелей в это сложное можно привести гостиницу «Санкт-Петербург», где за 3 000 рублей в сутки предлагают провести самоизоляцию с трёхразовым питанием. На двоих — 4 000. Эту же услугу предлагать другие гостиницы и апарт-отели, но по более низкой цене.
Ещё есть хостелы, но это немного другая модель бизнеса. Стоит также отметить, что еще до коронавируса им от души врезал закон Хованской, по которому нельзя оказывать гостиничные услуги в жилых помещениях. Пандемия для них стала смертельным ранением. Вероятно, пандемия уберет с рынка дилетантов, рассчитывавших на быструю прибыль.
Класс мини-отелей это тоже затронет — последние годы в этом сегменте наблюдался большой количественный рост. Сегмент пока жив, но серьезно болен. Один из опрошенных владельцев сети из десятка отелей привёл свои цифры. У него, из 210 номеров занято около 200. Вроде бы неплохо, но номера сдаются на месяц, что намного дешевле. Среди гостей есть и иностранцы, застрявшие в России, и те, кому нужно где-то временно пожить месяц-другой.
До коронавируса плановый доход с номера был 36 000 рублей, а сейчас меньше на 20 000. При этом расходы на аренду, коммунальные платежи и на зарплаты никуда не делись. В нынешних условиях — доход 3,6 млн, а расход — 3,9 млн. Получается что нужно выложить 300 000 рублей из своего кармана.
К предлагаемой помощи государства бизнесмены относятся скептически. По их мнению, эти меры поддержки можно условно поделить на те, которыми будет сложно воспользоваться, и те, от которых мало пользы.
Например, отсрочка по уплате налогов. Компания должна показать уменьшение доходов более чем на 10 % либо убытки. Но для получения отсрочки «гостиничный» общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) должен быть указан основным, а это требование далеко не каждый отель способен выполнить.
У мини-отелей же обычно основным указана «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» или «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе». Поэтому отельеры сейчас пытаются поменять основной ОКВЭД.
Занесение в «гостиничный» ОКВЭД относится и к субсидиям на зарплату, а также когда правительство говорит арендодателям дать отсрочку или снизить плату для арендаторов из наиболее пострадавших отраслей.
С кредитными каникулами отельеры тоже «пролетают». Максимальный размер, например, ипотечного кредита не должен превышать 3 миллиона рублей. Если бизнесмен выкупил в центре Петербурга коммуналку, сложно поверить, что он уложился в эту сумму.
Снижение страховых взносов, приостановление налоговых проверок и мораторий на банкротство отельеры зовут «полумёртвому припаркой».
На «Авито» уже есть десятки объявлений о продаже отельного бизнеса. В большинстве случаев речь о переуступке прав аренды (от 400 000 рублей).
Там, где продаётся собственность, цены от 9-12 миллионов.
Но беда сейчас не только с отелями. В нынешней ситуации, в целом, вырос объем невостребованной недвижимости. Агентства недвижимости говорят, что за 10 000 рублей на месяц уже можно снять и однушку, и двушку.
Трешка с ремонтом в Девяткино сейчас стоит в 20 000 рублей. Но брать все равно некому — в Петербурге туристов нет, а клиенты, как и владельцы, боятся выезжать на просмотр.
На «Авито Недвижимость», в сегменте долгосрочной аренды в цене больше всех упали трехкомнатные квартиры — до 11%. Остальные подешевели на 5%. «По сравнению с началом года посуточная аренда квартир в городе сократилась на 13%. На конец апреля цена за объект составляет 1400 рублей в сутки. В прошлом году они стоили на 18% дороже», — говорит руководитель направления краткосрочной аренды «Авито Недвижимость» Артем Кромочкин.
По данным «Петербургской недвижимости», однушка в хрущевке в обжитом районе в месяц стоит сейчас 15 000 рублей (без оплаты к/у). За 10 000 можно снять однокомнатную квартиру в Красносельском и Приморском районах или двушку на окраинах Красного Села и в Колпино.
Существенно снизились и цены на квартиры в центре Санкт-Петербурга. В агентстве недвижимости «Мир квартир» отмечают, что средняя стоимость аренды сократилась на 15-30%.
«Наиболее важным критерием является то, насколько объект является ликвидным. На неликвидные объекты скидка может составлять до 50%», — уверяют в «Мире квартир». Больше всего в апреле просел рынок недвижимости бизнес-класса. Так, в апреле компания сдала квартиру в элитном комплексе «Парадный квартал» на 55 000 рублей меньше.
Но не у всех все очень плохо. Специалисты замечают рост популярности загородных домов — петербуржцы начали интересоваться дорогими коттеджами. В «Авито Недвижимости» уточняют: дачи и таунхаусы выросли в цене на 50% и 100% за последние месяцы.
Директор консалтинговой компании Knight Frank St Petersburg Николай Пашков считает, что восстановления спроса на рынке недвижимости можно ждать не раньше сентября.
Восстановление спроса на туристическом рынке также ожидается еще не скоро. Генеральный директор специализирующегося на продаже бизнесов консалтингового агентства «Альтера инвест» Никита Калашников рассказал, что сейчас у них в базе около сотни петербургских отелей. И пока серьёзного прироста нет. Сейчас бытует мнение, что турсезона в этом году не будет совсем, поэтому коммерсанты ищут способ выжить.
Калашников замечает, что в Петербурге сезонность была всегда, гостиницы привыкли зимой еле сводить концы с концами. Ожидаемо выпадут из рынка маленькие отели, те, у кого большая арендная плата или ипотека.
Гендиректор компании «Вайт Кевиа», управляющий загородным отелем «Терийоки» Сергей Заболоцкий также прогнозирует, что рынок в итоге покинут 10–15 % компаний.
Проблемы сейчас у всех. Когда в город приедут иностранцы — неизвестно, а они были гарантом стабильности. В отечественном туристе и его платежеспособности подобной уверенности нет. Естественно, цены будут снижаться, заметнее всего это будет у крупных отелей и сетей. В маленьких отелях будет задействован маркетинг — количество ночей, цена, завтрак, бранч.
С деловым туризмом также не все хорошо — форумы, семинары отменены. Долгосрочная аренда не вариант, так как многие квартиры перешли на долгосрочную аренду.
Руководитель группы компаний «Отельеры,» управляющей сетью мини-отелей Travelto, Никита Челноков придерживается мнения, что гостиничную отрасль может спасти продление моратория на регулярное авиасообщение с зарубежными странами.
Так россияне будут тратить деньги внутри своей страны.
Приведем еще некоторые цифры. В Москве загрузка отелей уменьшилась на 15,5 %, а в Санкт-Петербурге на 13,7. Далее, вероятно, будет намного хуже. Снижение загрузки привело и к уменьшению доходов. По оценке JLL, показатель RevPAR (доходность на номер) за первый квартал в столице упал на 15,5 %, в Санкт-Петербурге — на 10,9 %.
Зимой показатели были значительно лучше: в Москве RevPAR в январе вырос на 12 %, в феврале — на 3 %.
В Санкт-Петербурге рост составил 17 % и 6 %.
Опубликовано: 05 мая 2020
Просмотров: 5183
Рубрики: Пресс-релизы, Гостиничный бизнес, Гостиничный кризис, новости компаний , коронавирус, карантин
Регионы: Россия
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook