Александр Гендельсман: «Работа в жестком конкурентном окружении для отельеров становится нормой»

Azimut Hotels Company – одна из самых растущих гостиничных компаний на российском рынке. О новых планах по развитию сети, о предварительных итогах работы в 2010 году H&R рассказал генеральный директор компании Александр Гендельсман.

- Александр Маратович, начну со стандартного вопроса: насколько показатели работы отелей сейчас приближены к докризисному уровню?

- Без излишнего оптимизма скажу так: если мы и наблюдаем выход из кризиса, то минимальный. Кризис сильнее ударил по самостоятельным отелям: по сравнению сетевыми, у них было меньше возможностей для оптимизации расходов, финансовые показатели значительно упали. Так, средняя цена за номер и доходность в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшились на 17% и 40% соответственно. За этот же период в отелях нашей сети показатели уменьшились на 2% и на 15%.

Что точно можно сказать: падение закончилось. Во всех городах наши отели показывают результаты выше, чем в прошлом году. Если говорить в целом, до осеннего сезона – это плюс 8%, но осенью, уверен, доберем еще: бизнес-сезон только начался. Полагаю, будем в плюсе на 10-12% к прошлому году в среднем по сети. Это непросто: 10-процентный рост прибыли сейчас требует больше сил, чем даже в кризисном 2009 году.

- Что конкретно вы имеете в виду?

- За время кризиса корпоративные клиенты научились экономить, научились делать все то же самое гораздо дешевле. Они радуются росту продаж, но при этом расходы хотят оставить на прежнем уровне: скажем, онлайн-конференции отнимают у нас все больше гостей. Выросли затраты на персонал: и в гостиницах, как и в других сферах, теперь понадобились хорошие sales-менеджеры. Затраты на тех, кто хорошо продает, очень существенно возросли. Существенный рост расходов – комиссии туроператорам. Они хотят зарабатывать больше, притом что туристов стало меньше. Туристы очень нужны гостиницам, а туроператор их отдает тем, кто больше платит.

- Но с началом кризиса отельеры заговорили о росте интернет-бронирований, о том, что туристы стали заселяться в отели, вообще не привлекая к этому турфирмы.

- Речь идет о групповом бизнес-туристе, о компаниях, сотрудники которых много ездят по стране. У нас ведь ни одна российская сеть, ни один международный оператор пока не имеет отелей по всей стране, во всех крупных городах. Поэтому корпоративным клиентам проще обратиться в business travel agency: это обеспечит им больший выбор. Большое значение имеет и то, что агенту легче получить скидки у отельеров: он консолидирует большие объемы.

- Большинство российских управляющих компаний управляют, в основном, собственными активами из-за юридической уязвимости перед собственником. Ваша компания смело берет «чужие» отели. Не бывает проблем с владельцами?

- Юридические проблемы, безусловно, есть. Но они, на мой взгляд, решаемы. Договор на управление – это как ребенок: меньше, чем 9 месяцев на его подготовку не уходит. Почему переговоры с собственником такие долгие? Надо учесть все детали, малейшая недоговоренность – повод для недовольства владельца. Часто проблемы происходят из-за того, что две стороны – управленец и собственник – слишком быстро ударяют по рукам, не до конца договариваются. Почему западным компаниям проще работать, в том числе и с российскими владельцами? Процесс заключения договора они отработали, у них на это было полвека.

Несмотря на все сложности взаимоотношений, мы берем в управление «чужие» активы. А сложности проистекают часто и из-за того, что российские собственники смотрят на гостиницу как на семейное «детище», как на дело для души, которое, оказывается, все-таки бизнес. Заграницей прекрасные семейные отели, но для тех семей – это основной бизнес. Для наших собственников – хобби, поэтому с ними работать тяжелее и в психологическом плане. Мы, когда начинаем переговоры, сразу говорим: ничего личного, это чисто коммерческий проект.

- В этом году вы серьезно расширили присутствие сети в России и за ее пределами, на днях был открыт отель «Азимут» в Ставрополе, за год вы уже получили 3 отеля в управление, значит ли это что рынок управления в России начал развиваться и собственники начали привлекать российских операторов?

- По крайней мере, мы над этим активно работаем. Если серьезно, то в 2010 году наметился явный сдвиг – собственники начали разговаривать предметно. Для того чтобы собственник осознал эффективность управляющей компании, мы проводим первичный аудит объекта, после которого мы можем заявить, насколько улучшим ситуацию. В большинстве случаев собственники осознают, что мы можем значительно повысить финансовые показатели объекта, как это произошло в Ставрополе, и это, безусловно, привлекает их.

- Насколько часто собственники обращаются к управляющей компании как к внешнему аудитору?

- По-разному. Обычно в ходе переговоров о контракте на управление. Но в этому году мы стали проводить первичный аудит отеля бесплатно. Это показывает серьезность наших намерений и возможностей. Многие собственники просто не знают о современных возможностях и сервисе, об автоматизированной системе учета, позволяющей контролировать не только каждый рубль, но и каждую минуту вашего сотрудника.

- Загородные отели – это новая тема, тема этого года для Вашей компании. Как дела пошли?

- Не совсем новая, если учитывать «Азимут Отель Кострома». Лето этого года в загородных отелях нашей сети сложилось очень неплохо. В Подмосковье в «Азимут Отель Новый Берег» в июле-августе был просто аншлаг. В пиковые периоды была 100% загрузка. Да, загородные отели требуют больших усилий, чем городские. Да, здесь нужны и дополнительные развлечения, анимация и т.д. Да, требования гостей все выше, в эти отели нужно много вкладывать, но это бизнес, которым мы намерены заниматься. Если посмотреть на западных операторов – почти все включают в сеть загородные, курортные отели, поскольку управление загородными отелями – это часть гостиничного бизнеса.

- Как обстоят дела с московским проектом?

- Очень надеюсь, что «Азимут Отель Москва» откроется в начале следующего года. Некоторая задержка произошла из-за изменений в концепции номеров отеля. Сейчас мы заканчиваем работу над пилотным номером, и надеемся представить его вам в ближайшее время. Утвержденный образец появится и в других наших отелях, но дебют – в Москве. В планах компании расширить свое присутствие в столице и за счет новых контрактов на управление, сейчас ведем переговоры.

- Расскажите, пожалуйста, о планах развития сети.

- Мы не меняем своей позиции: считаем перспективными все города-миллионники в России, включая, конечно, Москву и Санкт-Петербург. Фокусируем внимание на Зауралье: нас интересуют такие города как Екатеринбург, Новосибирск (куда мы, впрочем, уже вышли), Красноярск, Омск. В наших планах – управление отелями в Центральном Черноземном районе, Краснодаре. Мы ведем переговоры и по нескольким объектам, входящим в структуру олимпийского Сочи, хотя на курорты Черноморского побережье смотрим все же не без скепсиса: пока остается большим вопросом, как привлечь в Сочи гостя, как доказать ему, что зимой Сочи лучше Австрии, а летом – лучше Турции?

- В этом списке куда больше, чем Сочи, удивляет Екатеринбург – город с очень сильной конкуренцией.

- Мы не собираемся строить там новые гостиницы. По нашим данным, в городе есть несколько отелей, которые находятся не в лучшем состоянии и нуждаются в смене оператора. Мы готовы там поработать. А конкуренция – что же, никто не станет отрицать, между тем, что в Екатеринбурге есть гостиницы, в которых дела идут хорошо. Я знаю, по крайней мере, один такой отель. Это гостиница международной сети, которая правильно управляет отелем. Если профессионально управлять гостиницей, то и на самом насыщенном рынке она будет успешной.

В условиях довольно жесткой конкуренции нам предстоит работать в ближайшее время на рынках многих городов: в 2011-12 годах вступают в эксплуатацию много новых объектов. Так что работа в жестком конкурентном окружении для отельеров становится нормой.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook