Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Почему в России сложно продавать услуги санаториев?
6-й международный воркшоп Spa-Expo-2010 по оздоровительному, лечебному и экотуризму прошел в Москве. Помимо рабочих встреч и презентаций, в деловую программу был включен и круглый стол, за которым обсуждались проблемы развития оздоровительного туризма в России. Одной из самых актуальных оказалась, по мнению представителей турбизнеса, проблема продаж санаторно-курортного продукта.
С одной стороны, санатории пользуются устойчивым спросом, на который мало влияют внешние факторы. Пример, приведенный президентом Российского союза туриндустрии Сергеем Шпилько: здравницы Кавминвод успешно продавались, несмотря на две чеченские войны, на теракты, на кризис. Причем в кризис, подчеркнул г-н Шпилько, успешно грузились и не такие «брендовые» курорты, как Кавминводы, но и санатории «дальней» средней полосы России. В 2009 году санаторно-курортная отрасль лишилась нескольких категорий льготников, которые прежде могли отдыхать по оплаченным государством путевкам. Однако немногие здравницы пожаловались в связи с этим на падение доходов.
С другой стороны, туристические компании считают продажу услуг санаториев «тяжелым» продуктом. Генеральный директор компании «Златые врата» Марк Слонимский посетовал на то, что при реализации путевки слишком многое юридически «замыкается» на турфирме: необходимо предоставить клиенту достоверную информацию о лечении на курорте, гарантировать количество процедур, которые будет получать клиент. Но практически сделать это невозможно. Хотя бы потому, что, как заметила заместитель генерального директора некоммерческого партнерства «Санкуртур» Надежда Маньшина, курс лечения часто определяется на месте и нередко меняется в связи с особенностями «бальнеореакции» пациента. Словом, турфирме, продавшей поездку в санаторий, трудно отвечать за качество процедур, поэтому ответственность отправляющей компании и курорта должна быть законодательно разграничена, считает г-н Слонимский.
Но главное зло туроператоры видят в том, что никто не может порекомендовать потребителю идеально подходящий ему санаторий. Практикующие врачи, по большей части, не искушены в курортологии, не знают даже российских курортов, не говоря уже о зарубежных. Да и особого желания медиков отправлять пациентов на курорт представители турбизнеса не видят. Если врачи и соглашаются давать рекомендации по поводу какого-либо курорта, то только за материальное вознаграждение. По данным исследования, проведенного бюро по туризму Венгрии, 38% турфирм, платят «комиссионные» за продвижение курорта, рассказала руководитель национального офиса Андреа Сегеди. Разумеется, такие рекомендации трудно квалифицировать как непредвзятые.
Многие туроператоры пытаются решить проблему объективности рекомендаций с помощью врача, который работает непосредственно в компании. Но и это не выход, считает Марк Слонимский. Медик в штате турфирмы – все-таки не лечащий врач, он не имеет полной картины состояния здоровья клиента, не может достоверно знать, есть ли у него какие-либо противопоказания к санаторно-курортному лечению. А значит, турфирма вновь берет на себя серьезную ответственность.
Президент компании «Роза ветров» Сергей Зенкин рассказал, что в свое время даже открыл в том же здании, где располагался офис туроператора, медицинский центр. Каждый клиент, отправляющийся на курорт, мог пройти там бесплатное (!) обследование. Но лишь два-три человека из 100 обращались туда за рекомендациями. По мнению г-на Зенкина, все дело в противоречии между туризмом и медициной. Те, кто хотят уехать на курорт через турфирму, предпочитают держаться подальше от поликлиники. Они, собственно, затем и едут поправлять здоровье в санаторий, чтобы как можно дольше к врачам не ходить. Как преодолеть этот «разрыв» между медициной и турбизнесом, пока не понятно.
И все же желающих провести отпуск с пользой для здоровья с каждым годом становится все больше, и растущий спрос – все-таки знак перспективы. Эту мысль самыми простыми словами выразила Андреа Сегеди: «Люди хотят быть здоровыми!»
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook