Тема недели

Для владельцев гостиничного бизнеса на сегодня, как никогда важна продажа номерного фонда по более высокой цене, увеличить средний чек проживания гостя, одновременно и ненавязчиво предложить доп. услуги гостю, рассказать об отеле, при этом не стоит упускать уровень предлагаемого сервиса, а как же стиль и репутацию.

Размещено:

Беззвездная болезнь

Гостиничный бизнес все еще ощущает на себе влияние кризиса, даже в разгар летнего сезона. Хотельеры констатируют: доходность их предприятий упала на треть и продолжает снижаться. Это обстоятельство пока не сказалось на стоимости проживания. Российские отели остаются одними из самых дорогих в Европе, но не самыми качественными.

До кризиса каждый третий инвестор мечтал вкладываться в строительство гостиниц именно в России. Последние семь лет, согласно данным Российской гостиничной ассоциации, новые отели действительно росли как на дрожжах: с 2003 по 2010 год их число увеличилось более чем на 30 процентов, с 8,5 до 11,7 тысячи. Из них под управлением иностранных брендов находится 10 процентов гостиниц. "Любовь" инвесторов к России объясняется просто: доходность гостиничного бизнеса в последние годы в нашей стране была огромна. Например, в Москве, а основной гостиничный фонд сконцентрирован именно в столице и Санкт-Петербурге, показатель доходности в 2008 году превышал 25 процентов, что в разы больше показателей европейских столиц (Париж - 16,6 процента, Берлин - 4,8 процента).

С кризисом внутренний спрос на отдых снизился на 25 процентов и до 30 процентов по бизнес-поездкам. Таковы оценки самих хотельеров. Эти цифры идут вразрез с официальной версией Ростуризма, который по итогам 2009 года констатировал 4-процентный рост внутреннего туризма. Дело в том, что чиновники учитывают и "диких" туристов - тех, кто живет на съемных квартирах. А таких большинство. Результат налицо: гостиницы недосчитываются постояльцев. По словам старшего вице-президента Jones Lang LaSalle Hotels Марины Смирновой, до кризиса Москва лидировала по величине и темпам роста доходности на номер, и она же показала максимальные темпы падения. В среднем по стране, по экспертным оценкам, доходность гостиниц упала от трети до почти 50 процентов. Чтобы сохранить клиентуру, утверждают хотельеры, они вынуждены были сбросить цены на свои услуги и буквально работают себе в убыток. Однако обзвон нескольких столичных гостиниц показал, что и сегодня "нормальной" ценой номера в трех звездах считается 3,5-4 тысячи рублей в сутки.

Хотельерам их сегодняшнее положение вовсе не нравится. Представители рынка настаивают: снижение доходности бизнеса приведет к сокращению финансирования новых проектов и увеличению сроков окупаемости. А это непременно скажется на темпах строительства новых качественных гостиниц, которых в России по-прежнему нехватка (существующий номерной фонд на 50 процентов состоит из объектов советской эпохи, и его качество тоже под большим вопросом). По статистике в Санкт-Петербурге на тысячу жителей приходится 4,2 гостиничного номера. И это самый большой в нашей стране показатель. В Москве на тысячу жителей - 3,5 номера, в Екатеринбурге - 2,1, в Новосибирске - 0,8. Дефицит налицо. При этом стоит отметить, что в последние годы активнее всего строились в основном дорогие отели класса 4-5 звезд. Самые востребованные трехзвездочные гостиницы имеют срок окупаемости не один десяток лет и инвесторам малоинтересны.

Сегодня представители гостиничного бизнеса активно ищут поддержки у государства, указывая на то, что в структуре расходов любой гостиницы высока доля расходов на коммунальные платежи, налоги, особенно на землю и недвижимость. Например, хотельеры напоминают, что до 2006 года земельный налог считался по нормативной стоимости, а сейчас - по кадастровой стоимости (эта цена более приближена к рыночной, и потому отчисления резко выросли). Однако в отношении гостиниц ожидать снижения налогового бремени не стоит. Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько считает, что нынешним спадом на гостиничном рынке просто убирается "перегрев", который был до кризиса. "Были сверхприбыли, стали просто прибыли. Ситуация не критична", - говорит Сергей Шпилько.

При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что рынок снова пойдет в рост уже в ближайшее время, как это было после кризиса 1998 года, даже без специальных усилий. Однако, как обещают хотельеры, ситуаций, когда три звезды продавались по цене пяти звезд, уже не будет.

Рынок вообще неоднозначно отнесся к переходу от добровольной классификации к обязательной. Ведь предполагается, что без классификации гостиница работать не сможет. По мнению Сергея Шпилько, в России существует немало хороших отелей, вообще не подходящих под действующие критерии "звездной" классификации. Например, если гостиница с высоким уровнем обслуживания расположена в историческом здании, она не может построить бассейн. Поэтому на "большие" звезды претендовать ей не приходится, а "маленькие" не будут соответствовать реальному классу сервиса.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook