Классификация гостиниц: В парижских отелях произошла революция

Любители старого французского кино помнят эпизод, повторяющийся в нескольких фильмах с участием Жана Габена, когда он бросает таксисту: «В Наполеон!». Таксист, разумеется, никогда не спрашивает адрес. В довоенном Париже отель «Napoleon», расположенный неподалеку от Триумфальной арки, был одной из достопримечательностей. Не в последнюю очередь, благодаря романтической истории, которой гостиница обязана своим появлением в ряду других парижских шикарных отелей. В 1928 году богатый русский купец Александр Павлович Клягин (при царском режиме трудился в Париже представителем Мурманской железной дороги) влюбился во французскую студентку Клер Робен. В качестве свадебного подарка Клягин бросает к ногам невесты отель в престижном 8-м районе Парижа.

Вообще Париж, как ни один другой город, для русского человека всегда был символом романтики, в особенности для того, кто мог себе позволить этой романтикой насладиться. Наверное, самый известный в свое время роман бурно расцвел под крышей парижского отеля в июне 1867 года, когда во Францию на тайное свидание с любовницей княгиней Долгорукой прибыл император Александр II. По архивным материалам, наверное, нетрудно установить название этой гостиницы, потому что парижская полиция следила за каждым шагом августейшего туриста. Известно, впрочем, что по окончании парижского свидания никакого отеля княгине царь не подарил. А вот купец Клягин своей возлюбленной — подарил.

Супруги настолько полюбили отель «Наполеон», что поселились в нем и прожили в гостинице до самой смерти. «Наполеон» до сих пор является собственностью семьи потомков купца Клягина, оставаясь, таким образом, одним из последних независимых отелей Парижа. В разные годы это преимущество оценили писатель Иван Бунин и целый выводок голливудских звезд.

Блеск и нищета парижских отелей

Надо сказать, что в ХХI век гостиничное хозяйство Франции вошло в достаточно хаотическом состоянии. Помимо всемирно известных великолепных отелей, Париж был наполнен множеством достаточно сомнительных заведений, вроде тех, что облепили район вокзала Сен-Лазар, и куда турагентства любили селить отечественных бюджетных туристов. Париж представал в таком случае в образе мрачного консьержа-араба, а самым незабываемым впечатлением становилась попытка протиснуться в ванную комнату размером с кабину лифта.

Последнее обстоятельство имеет свои исторические корни. До 70-х годов прошлого века парижские гостиницы классом ниже четырех звезд, как правило, вообще не предоставляли постояльцам ванну в номере. Возможно, это связано с непростой историей отношения французов к воде. В Средние века вода считалась источником заразы, а ванна ассоциировалась с болезнью или пороком, ибо эти устройства помещались не в домах горожан, а в больницах и борделях. Кстати, биде, которое, разумеется, было изобретено во Франции, появилось на свет не в целях гигиены, а как способ предотвращения беременности. Именно поэтому католическая церковь боролась с биде, однако, к счастью, проиграла в этой битве.

В 1998 году газета Le Figaro провела опрос, выявивший, что 53% французов не принимают ванну или душ ежедневно. При этом никому в голову не придет упрекать соотечественников Наполеона в том, что они грязнули. Просто во Франции по-другому относятся к запахам, полагая натуральный запах человеческого тела более привлекательным, чем дезодоранты, без которых не мыслят свою жизнь американцы. Как заметил на этот счет один французский автор, дай американцам волю, они все на свете лишат естественного запаха, кроме кетчупа.

Как бы то ни было, по мере развития массового туризма в Париже отношение к удобствам в номерах пересмотрели, и принялись втискивать в и без того небольшие комнаты душевые кабины. В последние годы, к счастью, от этой практики отказались. Новые недорогие отели или переоборудованные старые обращают особое внимание именно на удобство постояльца, включая и собственно «удобства».

На другом полюсе парижских гостиниц — заведения вроде уже упоминавшегося отеля Napoleon. Или, например, отель Westminster на Rue de la Paix. Символом гостиницы является родовой герб герцогов Вестминстерских, которые, бывая в Париже, всегда останавливаются именно здесь. Так же поступают арабские шейхи, японцы и богатые русские, которых встречает русскоговорящий менеджер, очаровательная дама с питерскими корнями.

Электронный ключ номера одновременно служит талоном для ощутимой скидки в галерее «Лафайет». Поскольку Rue de la Paix является улицей дорогих парфюмерных и дизайнерских бутиков, все сьюты носят имена какого-то дизайнера. В сьюте имени Ван-Клифа днем об этом напоминает изысканная обстановка, а ночью — загадочное зеленоватое сияние, исходящее от гигантского флакона одноименных духов высотой с человеческий рост.


Новые времена под новыми звездами

Тому, кто до недавнего времени хотел заказать себе недешевый номер в «Наполеоне» или «Вестминстере», приходилось гадать, что бы могла означать категория, к которой он относился, «четыре звезды Luxe». Классификация всех отелей во Франции была крайне запутанной. Закон о развитии и модернизации туристического обслуживания, принятый во Франции летом 2009 года (тем же законом создано Агентство по развитию туризма ATOUT FRANCE), позволил упорядочить это дело. С конца прошлого года французы перешли на международную систему классификации от одной до пяти звезд, отменив промежуточные категории, типа упомянутой «четыре звезды Luxe». Заодно изменился порядок присвоения звезд.

До 1986 года присвоение означенных звезд было бессрочным, рассказал BFM.ru директор российского представительства ATOUT FRANCE Паскаль Лепётр (Pascal Lepetre). Отныне аттестация гостиницы на звездность действует только пять лет, а сама процедура инициируется владельцами заведения.

Специальная комиссия проводит проверку отеля по 240 параметрам (до 1986 года их было всего 30). В категории до трех звезд проверка проходит гласно, от четырех и выше – скрытно, но в любом случае — и вне зависимости от результатов — платит за работу комиссии отель.

Все критерии оценки гостиницы разделены на три большие группы. Оценка технического оснащения предполагает, среди прочего, осмотр мультимедийного оборудования. Клиентский сервис начинается с проверки языковых навыков персонала (не секрет, что до недавнего времени туристу, не говорящему по-французски, приходилось в Париже объясняться на пальцах). В третью группу, озаглавленную «доступность и долгосрочность развития», входит набор мер по охране окружающей среды и создания условий для людей с ограниченными возможностями.

Главным нововведением стало появление во Франции пятизвездных отелей, которые делают упор на качество сервиса и особый французский шарм, — это та атмосфера нескончаемого праздника, которая не передается словами, но известна всякому, кто хоть раз останавливался в хороших французских отелях.

Поскольку предыдущая система грешила запутанностью, создатели новой классификации постарались упростить дело распознавания категории гостиницы до предела. Дизайнерская компания Carre Noir по заданию ATOUT FRANCE разработала новый визуальный символ для каждой категории. Благодаря тому, что такие символы теперь имеют все отели страны, их легко распознавать: количество звезд помещено на единого дизайна табличку темно-красного цвета, ассоциирующуюся с бургундским вином. Идея также заключается в том, чтобы выделить из всех прочих отелей гостиницы высшей категории 5 звезд, — они имеют матовую золотую вывеску.


Новая система вступила в силу в 2009 году. Любопытно, что первым отелем, аттестованным по новым критериям, стало не пятизвездное, а трехзвездное заведение — отель Le Caron в старинном парижском квартале Ле Маре.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook