Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
В Екатеринбурге назрела необходимость появления новых гостиничных объектов в сегменте эконом-класса
В Екатеринбурге остро не хватает отелей эконом-класса, при этом в недавно сданных гостиницах пустуют шикарные номера.
Причин тому несколько. Это и общий для региона экономический спад, и основательная подготовка города к саммиту ШОС, прошедшему минувшим летом. Только в 2009 году номерной фонд среднеуральской столицы пополнился на 1215 мест. Теперь в отелях Екатеринбурга могут отдохнуть почти семь с половиной тысяч гостей одновременно.
Однако, несмотря на все богатство предложения, экономный турист, приехав в Екатеринбург, столкнется с проблемой. Большая часть отелей среднеуральской столицы имеет статус от трех до пяти звезд. Номерной фонд гостиниц эконом-класса (уровня две звезды) не превышает, по разным подсчетам, 10-20 процентов от всех гостиничных возможностей Екатеринбурга.
- Екатеринбургу не хватает недорогих отелей, ориентированных на командированных, школьников, не очень богатых туристов, - считает управляющий директор одной из екатеринбургских гостиниц эконом-класса Галина Прохорова. - Три года назад маркетинговые исследования показали, что 63 процента гостей Екатеринбурга интересуют номера по цене до 1,5 тысячи рублей в сутки. Очевидно, что в кризис востребованность недорогих отелей только увеличилась.
Около 60 процентов екатеринбургского гостиничного рынка занимают отели уровня три и четыре звезды. Цены этого сегмента колеблются от 2,5 до 6,5 тысячи рублей. Предоставить одноместный номер за полторы тысячи могут только пять из 57 екатеринбургских гостиниц. Практически везде - аншлаг. Недорогие апартаменты предусмотрительные гости бронируют за две-три недели, и все равно хватает не всем. Кроме того, в режиме бюджетных отелей работают 38 общежитий. Однако и сервис там соответствующий: душевая кабина одна на восемь человек и туалет в конце коридора устраивают далеко не всех путешественников.
Несмотря на явную востребованность недорогого номерного фонда, инвесторы не спешат вкладывать в бюджетные отели. Построить здание в среднеуральской столице - дорогое удовольствие. До кризиса один квадратный метр стоил от двух до трех тысяч долларов, при этом затраты на возведение отелей бизнес- и эконом-класса различаются мало. Неудивительно, что предпочтение инвесторов отдается более дорогим гостиницам.
- Большая часть денег уходит на строительство здания, покупку землеотвода, подведение коммуникаций, - поясняет корреспонденту "РГ" Галина Прохорова. - Эти расходы одинаковы примерно для всех отелей. Разумеется, в бюджетных гостиницах дешевле отделка, оснащение. Однако в конечном итоге разница получается не очень-то большая.
Пока же нишу бюджетных отелей в Екатеринбурге занимают так называемые "домашние гостиницы". Это компании, которые оказывают услуги посуточной аренды квартир. Официально в среднеуральской столице работают около тридцати таких агентств.
С их помощью любой желающий сможет переночевать в комфортабельной квартире со свежим ремонтом за сущие копейки. Сутки в однокомнатных апартаментах в не самом отдаленном районе Екатеринбурга обойдутся семье из трех человек в полторы тысячи рублей, а койко-место в центре города будет стоить пятьсот рублей за ночь. При этом легальные компании зарегистрированы как гостиницы. То есть они вправе заполнять командировочные удостоверения и выдавать квитанции физическим и юридическим лицам.
- Клиенты "домашних гостиниц" - отнюдь не бедные люди, просто они не привыкли сорить деньгами, - считает генеральный директор ассоциации гостиниц квартирного типа Екатеринбурга и директор одной из крупнейших "домашних гостиниц" в городе Константин Соболев. - Екатеринбургские отели дороги - это ни для кого не секрет. Квартиры посуточно редко уступают гостиницам по уровню сервиса, а стоят в несколько раз дешевле.
Проблема "домашних отелей" - имидж. Его портит теневой гостиничный рынок, представители которого активно работают наряду с официальными конкурентами. Это, например, собственники, которые пытаются сдавать жилье посуточно. Есть и преступные организации, цель которых - обобрать неопытного туриста.
- В Екатеринбурге около 1200 квартир сдаются посуточно. Из них только 300 принадлежат официально зарегистрированным гостиницам квартирного типа, - оценивает масштабы теневого рынка Константин Соболев.
Впрочем, более доступными становятся и статусные екатеринбургские гостиницы. Объемы их доходов из-за кризиса упали на 30-40 процентов, число гостей уменьшилось наполовину. Снизилось и среднее количество ночевок: с двух-трех ночей полтора года назад до одной-двух сейчас. Поэтому екатеринбургские отельеры ищут новые пути привлечения и удержания клиентов.
- Основной упор делается на расширение спектра и повышение качества услуг, - отмечает в разговоре с корреспондентом "РГ" главный специалист комитета по организации бытового обслуживания администрации Екатеринбурга Анна Саламатова. - Гостиница перестала быть просто местом, где можно переночевать. Теперь коллектив отеля берет на себя все возможные заботы гостя: покупает билеты в театр, организует обзорную экскурсию по городу или занятие аэробикой, устраивает романтический ужин. Некоторые гостиницы предоставляют даже услуги няни.
Более гибкой становится и ценовая политика. Практически все отели "снижают планку", многие предоставляют солидные дисконты по праздникам и выходным.
- По сравнению с прошлым годом в среднем цены на услуги екатеринбургского гостиничного комплекса снизились на 10 процентов, - продолжает Анна Саламатова. - Это максимально возможная скидка, еще больший демпинг увел бы гостиничный комплекс за грань рентабельности.
Комментарий Константина Брылякова, заместителя министра физической культуры, спорта и туризма Свердловской области:
- Последние несколько лет инвесторы активно вкладывались в гостиничную индустрию Екатеринбурга. Однако рост наблюдался только в гостиничном сегменте не ниже уровня три звезды. Более того, в результате реконструкции некоторые "бюджетные" средства размещения переходили из эконом-сегмента в бизнес-класс. В результате сейчас Екатеринбург испытывает большие сложности с детским туризмом, приемом школьных групп, организацией малобюджетных мероприятий.
За последний год на рынке гостиничного бизнеса Екатеринбурга произошли глобальные изменения. Снизились объемы делового туризма, при общем росте номерного фонда существенно упал спрос на услуги статусных отелей. Назрела необходимость появления новых гостиничных объектов именно в сегменте эконом-класса.
Власти Екатеринбурга осознают и пытаются решать эту проблему. Первые подвижки уже есть: появляются мини-отели и хостелы, расширяется сеть гостиниц "квартирного типа". Однако для привлечения серьезного бизнеса в сферу гостиниц эконом-класса нужны определенные стимулы. Необходима городская программа, предусматривающая возможность предоставлять муниципальную землю и имущество на льготных условиях, например, в рамках концессионных соглашений, под строительство гостиниц эконом-класса. Кроме того, очень перспективно направление строительства недорогих мотелей при крупных торговых центрах, в том числе на окраинах города.
Такие усилия городских властей в будущем с лихвой окупятся "туристическими" поступлениями в муниципальный бюджет. Если турист потратит меньше денег на проживание, он потратит больше на наши рестораны, музеи, магазины и развлекательные центры.
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook