Тема недели
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Российские гостиницы стремительно теряют клиентов и снижают цены
Разгар туристического сезона горько разочаровал хотельеров. Гостиницы пустуют, и чем выше класс отеля, тем больше свободных номеров. И это несмотря на то, что отели заметно подешевели. По данным компании Knight Frank, в этом году на протяжении первого полугодия средняя стоимость размещения (ARR) снижалась. Если в январе 2009 года стоимость размещения в гостиницах уровня 5 звезд была только на 14% ниже, чем в январе прошлого года, то к июню разница выросла до 28%. В сегментах гостиниц 4 звезды и 3 звезды отставание цен от прошлогодних показателей увеличилось с 24% и 6% в январе до 38% и 15% в июне. Эксперты компании отмечают, что, возможно, именно благодаря более значительному снижению цен гостиницам категории 4 звезды удалось обеспечить относительно более высокие показатели загрузки.
"Если говорить о Москве, то во втором квартале 2009 года загрузка составила около 40% против 75% по итогам аналогичного периода прошлого года для гостиниц нижнего ценового сегмента, и 45% против 74% для гостиниц среднего класса. RevPar (показатель дохода на номер) уменьшился на 35% и 49% соответственно", - говорит Ольга Широкова, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood.
На протяжении последних лет Москва находилась среди лидеров по приросту и абсолютному значению RevPar. Однако под влиянием кризиса уровень дохода на номер столичных гостиниц начал падать рекордными темпами. Сегодня среди европейских городов Москва занимает одно из последних мест по приросту RevPar, впрочем, как и Россия в целом.
По словам Дэвида Дженкинса, директора Группы гостиничной недвижимости DTZ Россия/ СНГ, по итогам I полугодия 2009 года самое сильное падение отмечается в сегменте гостиниц высшего предела верхнего ценового сегмента (upper upscale), где RevPAR сократился на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если сравнить показатель дохода от номеров по 27 гостиницам (7 039 номеров), по которым проводился анализ, за первое полугодие 2009-го и 2008 год гостиницы недополучили $100 млн. Такое серьезное снижение выручки в долларовом выражении во многом вызвано сильным ослаблением рубля. В рублевом эквиваленте снижение выручки от номеров составило 38%, а в долларовом - 54%.
Уменьшение RevPar вызвано также падением ADR (средней цены на номер) и снижением заполняемости отелей из-за существенного спада турпотока, который, по предварительным оценкам, в этом году уменьшился на 10 -15%. Причем максимально снизилась активность индивидуальных туристов, что, помимо прочего, объясняется слабым продвижением Москвы как туристического направления в других странах. Например, по данным компании Knight Frank, количество иностранных граждан, посетивших Москву в первом квартале 2009 года, снизилось на 19% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Эксперты Knight Frank считают наиболее востребованными сегодня гостиницы уровня 4 звезды. Средний уровень загрузки гостиниц этой категории в первом полугодии составил 63%, тогда как в категории 5 звезд - 50%, а в категории 3 звезды только 45%. По их мнению, столь значительное снижение показателей гостиниц уровня 3 звезды обусловлено тем, что негативное влияние кризиса более болезненно сказалось на людях со средним уровнем доходов, которые обычно останавливаются в недорогих отелях и сейчас вынуждены значительно снизить расходы и отказаться от путешествий.
При сохранении негативной ценовой динамики в августе средняя стоимость размещения в столичных гостиницах категории 4-5 звезд на фоне сезонного снижения спроса может опуститься, по оценкам экспертов Knight Frank, до 5500 рублей, а показатель дохода с одного номера - до 3500 рублей.
Кризис сказывается и на рынке гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга. По данным департамента маркетинга Becar Realty Group, чтобы минимизировать потери, некоторые гостиничные операторы закрывают часть номерного фонда действующих отелей ("Гранд Отель Европа", Park Inn Pulkovskaya, "Коринтия Санкт-Петербург"). Снижение туристических потоков заставляет гостиничных операторов пересматривать тарифы, разрабатывать привлекательную для гостей систему скидок и льгот.
В 2009 году, по данным экспертов Becar Realty Group, впервые за последние годы не отмечается рост стоимости проживания в гостиницах. Но это вызвано не только мировым кризисом и спадом в сфере туризма, но и значительно увеличившимся за последний год предложением качественного номерного фонда и расширением представительства известных сетевых операторов. В целом, по прогнозам аналитиков, снижение тарифов за год составит 5-20% в зависимости от категории гостиницы. Причем больше всего может пострадать формат мини-отелей, поскольку сегодня цены на проживание в них достаточно высоки, а возможности корректировки тарифов незначительны.
В более выгодном положении оказались объединенные в сети мини-отели, которые смогут адаптировать тарифы и предлагаемые услуги. Актуальным и прибыльным в ближайшее время может стать развитие бюджетного гостиничного формата, гостиниц эконом-класса. Так, например, компания "Охта Групп" приостановила все проектные работы по сносу аварийного здания с целью строительства элитного дома на набережной Мойки и реконструировала его в хостел на 156 мест. Иностранные и российские туристы едут не только в обе столицы, но и по городам Золотого кольца. Эксперты подсчитали, что "иностранный" турпоток в этих направлениях составляет 78% от общего по России, и на Золотое кольцо приходится более четверти этого объема.
По данным компании Blackwood, гостиничный фонд региона Золотого кольца насчитывает около 130 гостиниц (суммарный фонд - порядка 7000 номеров). Около 40% гостиниц расположено в Ярославской области, 30% - во Владимирской, еще 30% приходятся на Ивановскую и Костромскую области. Как и в России в целом, в регионе Золотого кольца остро не хватает качественных гостиниц (всего 8 официально сертифицированных гостиниц, среди которых нет ни одной уровня 5 звезд). Средняя стоимость размещения в гостиницах категории от 2 до 4 звезд - от 1170 до 7850 руб./сутки за номер. Наиболее дорогие гостиницы в Суздале (от 2700 до 7850 руб./сутки за номер), самые дешевые - в Ростове Великом (от 1 150 до 3100 руб./сутки за номер).
По мнению экспертов, гостиничный рынок Золотого кольца является очень перспективным с точки зрения дальнейшего развития. Дефицит качественных средств размещения в совокупности с постоянно растущим спросом привлекает в регион все больше инвесторов и девелоперов. Впрочем, это касается и других городов.
"Как Москва, так и большинство регионов испытывают острый дефицит предложения на гостиничном рынке, который в ближайшее время лишь усугубится, так как большинство заявленных проектов либо заморожены, либо претерпели значительные изменения по срокам реализации. И те девелоперы, которые в текущей ситуации располагают достаточными финансовыми средствами для реализации девелоперского проекта, предусматривающего создание гостиничного объекта, после выхода из кризиса окажутся в выигрышном положении, - считает Ольга Широкова. - До насыщения российского гостиничного рынка еще очень далеко, дефицит предложения не позволит ценам снижаться, а значит, по окончании кризиса рост цен, которым на протяжении последних лет характеризовался российский гостиничный рынок в целом и столичный в частности, продолжится, что позволит девелоперам, начавшим проекты сейчас, получить максимальную прибыль".
Опубликовано: 18 августа 2009
Просмотров: 6220
Рубрики: Гостиницы России, Статистика и Исследования, Гостиничный бизнес, Гостиничный кризис
Регионы: Россия
Компании: Knight Frank
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook