Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Профессиональные менеджеры в гостиницах, по-прежнему, будут в дефиците
В рамках 4-ой международной выставки «Гостиничное дело», которая прошла в московском ЦВЗ «Гостиный двор» 12-14 мая, состоялся круглый стол, посвященный стратегии работы с персоналом в кризисный период. Обсуждение касалось не только текущих кадровых проблем отрасли, но и оценки перспектив рынка труда в гостиничной сфере.
Любопытные статистические данные были озвучены Леонидом Поповым, заведующим кафедрой гостинично-туристского бизнеса РЭА им. Плеханова: общая численность сотрудников московских гостиниц – 27,75 тысяч человек, их них 9,16 тысяч - мужчины, а женщин, работающих в этой сфере -18,59 тысяч человек. По мнению г-на Попова, не может не настораживать факт старения отрасли: треть сотрудников столичных гостиниц приближается к планке пенсионного возраста. А впереди – так называемая «демографическая яма», период, когда численность населения России будет убывать, доля молодых наших сограждан снижаться – это вызвано резким падением рождаемости в конце 80-х - начале 90-х годов.
43% всех занятых в московских гостиницах работают на объектах низкого сегмента 1-2*, это, считает г-н Попов, не лучшим образом характеризует их квалификационный уровень. Наиболее подготовленный персонал занят на объектах под управлением международных операторов, но такие гостиницы составляют лишь 12% столичного рынка. Между тем, потребности рынка в квалифицированных кадрах будут расти стремительно: в текущем году в Москве планируется открыть 32 гостиницы на 8 тысяч мест, к 2010 году количество работников отрасли должно удвоиться.
Опасность дефицита кадров и в самом деле актуальна, но далеко не для всех позиций, считает Татьяна Москвичева, начальник отдела кадров ОАО «Центр международной торговли» (в структуру компании входит две гостиницы). На сегодняшний день, по ее оценке, кадровый голод, из-за которого отрасль страдала до кризиса, сменился избытком рабочей силы. На линейные позиции с охотой идут люди из других отраслей, здесь у работодателя появился выбор. Но руководителей различных служб, управляющих пока еще кропотливо приходится искать HR-менеджерам гостиниц, и ввод новых объектов в Москве, разумеется, усугубит эту проблему. Выход же видится в том, чтобы растить и готовить кадры на собственном гостиничном предприятии и мотивировать ценных работников. HR-службам гостиниц надо переключить внимание с корпоративных мероприятий (тем более, что на них особо нет средств) на обучение сотрудников. Понятно, что и эту статью расходов работодатели урезают, но можно ведь и продумать способы экономии, указывает г-жа Москвичева: отказаться от услуг внешних провайдеров, нанять внутреннего тренера, привлечь опытных профессионалов компании к «образовательной работе». Обучению кадров придется уделить максимум внимания: в условиях кризиса в гостиничном бизнесе качество становится приоритетом, важнейшим способом удержания клиента, у которого теперь появился выбор.
Какие еще пути управления персоналом советовали выбрать специалисты? Елена Никольская, старший преподаватель кафедры гостинично-туристского бизнеса РЭА им. Плеханова, рекомендует проводить регулярные антикризисные сессии руководителей служб гостиниц с тем, чтобы анализировать и правильно понимать ситуацию, выбирать исходя из этого оптимальную стратегию развития бизнеса. Кстати, работники, обладающие ясным видением ситуации и перспектив дел на предприятии, лучше мотивированы: неуверенность в завтрашнем дне отнюдь не способствует производительности труда.
Кризисная ситуация благоприятна для обновления рекрутмента, и этим грех не воспользоваться: г-жа Никольская советует не пренебрегать возможностью обзавестись квалифицированными работниками за относительно низкое вознаграждение. И на внутреннем рынке стоит провести тщательную работу по выявлению многопрофильных работников, для которых в нынешних условиях можно увеличить нагрузку: возможно, это позволит несколько изменить организационную структуру компании, объединить смежные отделы, сэкономить тем самым средства.
Многие эксперты обращают внимание на необходимость дополнительного поощрения сотрудников «приносящих деньги», это в первую очередь касается успешных менеджеров по продажам.
«Умное» сокращение штата, то есть сокращение персонала там, где с ним явно перебрали до кризиса – также вполне оправданный шаг. По данным, приведенным Татьяной Москвичевой, к сокращению штата прибегли порядка 27% столичных компаний. Произошло и урезание зарплат: по оценке Лилии Бобыниной, доцента кафедры управления человеческими ресурсами РЭА им. Плеханова, зарплаты персонала в гостиницах Москвы сократились на 30-40%.
В любом случае, предупреждает юрист Елена Еременко, если дело доходит до сокращений – кодекс нужно чтить: работники, которых увольняют, нарушая законодательство, почти всегда выигрывают суды и работодатель платит в этом случае, помимо всех выплат, предусмотренных по закону, еще и компенсации за моральный ущерб.
Опубликовано: 18 мая 2009
Просмотров: 2865
Рубрики: Проблемы персонала, Гостиничный бизнес
Регионы: Россия
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook