Гостиничный рынок Казахстана замер

Падение спроса на услуги заставит гостиницы Казахстана пересмотреть стоимость своего гостеприимства и проявить воображение в стимулировании спроса.

Наиболее удачным годом для гостиниц и всей туристической отрасли Казахстана стал 2007 год, когда прирост составил более чем сорок процентов. Падение спроса на услуги гостиниц началось в сентябре того же года. Первые два квартала 2008 года спрос на услуги гостиниц держался стабильно, однако вторая половина года прошла с заметным снижением количества гостей. Первые месяцы нынешнего года влияние глобального кризиса чувствуется наиболее остро. Количество постояльцев по сравнению с прошлым годам снизилось на 50%. Основная причина снижения прибыли гостиниц – это снижение внутренней и внешней деловой активности. Зависимость от активности внешних и внутренних бизнесменов объясняется тем, что на их долю приходится 82—84% всего туристского рынка республики.

При этом в этом году возросла сумма основных издержек (зарплата обслуживающего персонала, стоимость коммунальных услуг). В сложившейся ситуации компании проводят сокращение издержек, отправляют в отпуска без содержания или сокращают штаты.

В более жёсткой ситуации оказались гостиницы, имеющие долговые обязательства перед банками. Большинство кредитов брали зарубежом. После февральской девальвации ежемесячные выплаты выросли на сотни тысяч долларов. Высокие процентные ставки, жёсткая политика банков загоняют гостинцы в «долговую яму». Девальвация повлияла на снижение прибыли ресторанов и баров при гостиницах, так как алкоголь и другие продукты завозятся извне. Из-за снижения спроса конкуренция между игроками за клиента стала наиболее острой. В погоне за клиентами гостиницы вынуждены снижать цены.

Отмечается тенденция снижения стоимости услуг. Например, гостиница «Казахстан» понизила цены более чем на 30%. «Если до начала кризиса средняя загрузка номеров составляла 65—85% из 100% номерного фонда, то на сегодняшний день — менее 30%. В других гостиницах ситуация более сложная и занятость составляет всего 5—10% от общего номерного фонда. Политика снижения цен на услуги проходит среди всех сегментов. Снижение цен пятизвёздочными гостиницами на свои услуги автоматически ведёт к пересмотру цен управляющими четырёх- и трёхзвёздочных отелей», — объясняет Ташкин Курун, генеральный менеджер гостиницы «Казахстан».

Одна из особенностей кризиса в гостиничном бизнесе — это изменение долей в статьях дохода гостиниц. По словам Ташкина Куруна, «год назад основной процент поступления составлял около 70% номерного фонда, на оставшуюся часть приходились средства от работы ресторанов, конференц-залов. Сегодня на долю номерного фонда приходится всего около 50% от общей суммы поступлений. Равное деление от основных видов услуг гостиниц происходит на фоне резкого снижения выручки». Изменение долей в статьях дохода показывает, что наибольшее падение выручки происходит в аренде гостиничных номеров.

Рашида Шайкенова, директор Казахстанской Ассоциации Гостиниц и Ресторанов, в свою очередь отметила, что можно из-за кризиса ожидать «затишье» с запуском новых гостиниц. По её словам, последние несколько лет наиболее заметный рост отмечался в городах Астана и Алматы, рынок насыщался за счёт запуска новых гостиниц. На рынок пришли международные гостиничные операторы. Было задумано построить большое количество отелей известных сетевых марок. Сейчас открываются гостиницы, которые практически готовы к запуску. Например, Holliday Inn, Rixos и Park Inn Almaty Airport. Строительство отелей Kempinski и Radisson, находящихся на начальной стадии, приостановлено.

Эксперты обращают внимание на то, что медленно ведутся работы и по сдаче в эксплуатацию JW Mariott, в которой планируется разместить VIP-гостей Азиады-2011.

Сегодня казахстанский гостиничный рынок преимущественно представлен отелями класса три, четыре звезды. Рассматривая специфику казахстанского рынка гостиничных услуг, следует отметить, что на рынке очень высокие цены на услуги. Вполне возможно, что кризис заставит владельцев думать о реальной стоимости своих услуги и рынок начнёт выравниваться. Проблема рынка — это отсутствие вариантов ценового выбора у потенциальных клиентов гостиницы. Турист должен иметь возможность выбора разместиться за очень высокую цену в гостиницы высокого класса с пятью звездами или за очень низкую в отеле три звезды. Сейчас отели три звезды не могут предложить более низкую стоимость проживания отчасти по причине того, что менеджмент гостиниц старается предложить максимально возможное количество услуг. Мировая практика показывает, что гостинцы могут за счёт предложения ограниченного набора услуг (bed & breakfast) предлагать максимально низкие цены в пределах 30—50 долларов за сутки проживания.

Рашида Шайкенова считает, что в период кризиса любое гостиничное предприятие должно понимать, что оно не может быть ориентированно только на гостя, оно должно искать дополнительные услуги, работать с местным населением, стимулировать внутренний спрос. Отелям необходима кооперация с другими участниками рынка в развитии событийного туризма. Например, одним из самых прибыльных месяцев для отелей города Алматы являлся апрель по той причине, что в данном месяце проходит ряд крупных выставок, а также Евразийский Медиа Форум. В этот период загруженность гостиничных номеров максимальна.

В Ассоциации Гостиниц и Ресторанов говорят о том, что государство может помочь, поддержать инициативу отелей в организации событий — придать статус, внести идею. Например, организация ремесленнических выставок, международных симпозиумов и семинаров. Отели также должны обратить внимание на разработку программ поощрения постоянных гостей и постоянных партнёров — туроператоров, корпоративных клиентов. Вести самостоятельный поиск гостей в странах, не пострадавших от кризиса (ОАЭ), и по отраслевым рынкам (фармацевтические компании).

Эксперты отмечают сложность реализации данных инициатив, поскольку в период бурного роста цен на недвижимость на этот рынок вышло много непрофильных игроков, которые слабо владеют спецификой гостиничного бизнеса, поскольку их основной целью были инвестиции в объекты коммерческой недвижимости.

Сложившаяся ситуация: снижение доходов, удорожание обслуживания долгового бремени и практически отсутствие возможности рефинансирования — вынуждает игроков выставлять объекты на продажу. Так, в деловых кругах муссируется информация о продаже четырх гостиниц: «Казахстан», Ambassador, «Astana International Hotel» и «Алатау». Генеральный менеджер гостиницы «Казахстан» Ташкин Курун отметил, что «компания вела переговоры с местными и зарубежными инвестиционными фондами о вхождении в долю, а о продаже гостиниц никто речь не вёл — это крайняя мера. За три года в развитие инфраструктуры отелей были вложены большие инвестиции, ведётся работа по подготовке гостиниц к приему гостей Азиаты в 2011 году». Продажу остальных отелей эксперты объясняют желанием владельцев выйти из данного бизнеса и не связывают это с кризисом.

Однако «хорошо» продать гостиницу сейчас вряд ли удастся. Как правило, при стабильной экономической ситуации ожидать возврата инвестиций в гостиничный бизнес можно не ранее чем через 8—10 лет. В данный момент, когда прогнозировать сроки возврата инвестиций сложно, найти инвесторов будет особенно непросто.

Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»


  источник:

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника