Тема недели

Для владельцев гостиничного бизнеса на сегодня, как никогда важна продажа номерного фонда по более высокой цене, увеличить средний чек проживания гостя, одновременно и ненавязчиво предложить доп. услуги гостю, рассказать об отеле, при этом не стоит упускать уровень предлагаемого сервиса, а как же стиль и репутацию.

Размещено:

Летний сезон в России в условиях кризиса непредсказуем

Предстоящий летний сезон на внутреннем рынке будет непростым и во многом непредсказуемым. Огромное влияние на его состояние окажут макроэкономические процессы, связанные с мировым финансовым кризисом, и вызванное им падение потребительского спроса. Усугубит ситуацию сложно прогнозируемое и не всегда поддающееся логическому объяснению поведение отечественных курортных объектов размещения.

Обсуждение этих проблем состоялось в рамках первого заседания возобновленной Комиссии по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии. В разговоре приняли участие руководители ведущих игроков этого сегмента рынка – компаний «Аврора Интур», «Астравел», АУКиЗ, «Мультитур», «Ориент», «Роза ветров», «Солвекс», «Соцздрав».

Согласно исследованию, проведенному компанией «Стратеджи Партнерс», будущим летом внутренний туристический рынок по самым оптимистичным прогнозам может упасть на 15%, а по самым пессимистичным – на 50-60%. В условиях кризиса, как показывают опросы, люди в первую очередь будут отказываться именно от путешествий.

Основная проблема, которая стоит перед туроператорами – цены. Они, вопреки недавним заявлениям представителей властных структур Краснодарского края, отнюдь не снижаются на 20-25%, а как раз наоборот – именно на эту величину растут. Хотя отдельные примеры уменьшения стоимости услуг здравниц все же есть, о них говорила заместитель генерального директора компании «Солвекс» Людмила Сысойкина. Но это, как она считает, свидетельствует лишь о том, что курорты могут понизить стоимость путевки, но не имеют желания делать этого. Мало того, добавила г-жа Сысойкина, отели усилили процесс консолидации частной клиентуры, используя базу, полученную ими в результате сотрудничества с туроператорами. Даже продвинутые объекты размещения, вроде бы работающие по европейским стандартам, грешат этим – зазывают клиентов напрямую.

По словам генерального директора компании «Ориент» Анатолия Гусева, все контракты у них заключены с повышением цен на 20-25%, лишь редкие здравницы остановились на 10%. При этом туроператоры опасаются, что перед началом сезона санатории и базы отдыха, боясь остаться без клиентов, занервничают и начнут демпинговать. Это, во-первых, приведет к полной разбалансировке рынка, а, во-вторых, представит турфирмы в весьма нелицеприятном виде. «Нужно быть готовым к шквалу жалоб от туристов, – предупредил президент компании «Роза ветров» Сергей Зенкин. – Они будут весьма недовольны тем, что, купив путевки у нас в марте-апреле по одним ценам и приехав в санаторий, обнаружат там предложения значительно дешевле». Коллегу поддержал и генеральный директор Ассоциации учреждений культуры, здравниц, санаториев и курортов (АУКиЗ) Сергей Авджян: «Мы многие годы раскручивали здравницы, а теперь они, снижая цены для прямого клиента, необдуманно подставляют нас, своих партнеров, под удар».

Один из способов обезопасить себя от возможных проблем – не работать со здравницами на жестких блоках, что и делает сегодня большинство внутренних операторов. Как рассказала генеральный директор компании «Соцздрав» Татьяна Попова, позиция турфирм влияет на ситуацию в лучшую сторону. По ее словам, объекты размещения Кавминвод, все последние годы продававшиеся «на ура» и работавшие с турбизнесом только на условиях жестких блоков, теперь готовы сотрудничать и на мягких условиях.

Сергей Зенкин обратил внимание коллег на еще одно неблагоприятное обстоятельство: «Нам придется учитывать влияние, которое будет оказывать на наши продажи демпинг на выездном рынке. Сегодня, как и всегда, на многих направлениях планируется явный избыток перевозки, что неизбежно приведет к массовым так называемым спецпредложениям. И люди справедливо решат – зачем ехать на наш юг, когда можно дешево отдохнуть, допустим, в Греции». Демпинг на выезде сильно подрывает внутренний туризм, уверен г-н Зенкин. Особенно это касается дальних российских регионов. Стоимость перелета, например, из Сургута до Краснодара сегодня в два раза дороже, чем до израильского Эйлата или любого болгарского курорта.

Определенное давление на рынок начинают оказывать ведомственные санатории и базы отдыха. Кризис и связанное с ним сокращение предприятиями расходов на социальные программы вынуждают здравницы, принадлежащие «Газпрому», МВД, РЖД и другим структурам, покинуть благополучный корпоративный мирок и отправиться в рискованное плавание по бурным рыночным волнам. Анатолий Гусев напомнил, что раньше лишь 15-20% от общего числа путевок продавались турфирмами, остальное – через корпоратов, фонды соцстраха, либо через прямые продажи. Сегодня же проблемы на предприятиях приводят к тому, что они не могут выкупить свои блоки и выбрасывают их на рынок, с которым, кстати, работать совершенно не умеют. То же происходит и с фондами соцстраха. По словам г-на Гусева, на этот сезон многие объекты размещения не смогли реализовать свои номера через ФСС, а те, которые все же удалось продать, ушли по очень низкой цене. В рамках тендеров стоимость одного койко-дня с трехразовым питанием доходила до смехотворных 600-620 рублей. И это в то время, когда, как мы помним, идет рост стоимости путевок и туроператоры вынуждены подписывать контракты по высоким ценам.
Скорее всего, у туркомпаний этим летом появится серьезный конкурент – частный сектор. Российский отдыхающий, зажатый в тиски неплатежеспособности, начнет возвращаться к дикому туризму. Присутствовавший на встрече президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько предположил, что итоговые цифры сезона по количеству отдохнувших, скорее всего, будут неплохими, но отразят они, по его мнению, в том числе и «дикарей», которые приедут на курорты на своих машинах и снимут койку в углу у бабули или вовсе поставят палатку на берегу моря. Г-н Шпилько считает, что именно частный сектор, с которым, к слову, ни один из туроператоров не высказал желания сотрудничать, поведет себя вполне рыночно, мобильно реагируя на спрос.

Генеральный директор компании «Астравел» Валерий Лощиц с определенной долей пессимизма (или реализма?) подытожил разговор: «Мы не сможем, к сожалению, повлиять на события и противостоять воздействию макроэкономики. Предположу, что в пик сезона, в самое лучшее время, произойдет обвальное падение спроса, люди не будут покупать путевки не потому, что они дорого стоят, а потому, что они вообще что-то стоят». Впрочем, добавил он, не все так плохо – сезон может пройти с теми же симптомами, что и грипп. Сначала высокая температура и головная боль, потом – просто плохое самочувствие и слабость, за которым – выздоровление.


  источник:

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника