Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Финансовый кризис нанес чувствительный удар по российской туриндустрии
Глобальный финансовый кризис привел к резкому снижению спроса на услуги туроператоров, нанеся чувствительный удар по туристическому бизнесу. В 2008 году в России закрылось каждое десятое турагентство, а некоторые из уцелевших начали сокращать число представительств в Москве и регионах.
Кризисный туризм
По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2008 году с отечественного рынка ушли пять процентов туроператоров и 10 процентов турагентств. При этом работы в отрасли лишились 15 процентов сотрудников. По мнению президента РСТ Сергея Шпилько, с учетом того, что с туризмом связан ряд смежных отраслей, ко второму полугодию 2009 года работы могут лишиться около 70 тысяч человек.
В новогодний сезон спрос на туры сократился на 30 процентов, что стало наибольшим снижением за весь прошлый год. При этом спрос на массовые пляжные направления упал на 40 процентов, а на автобусные туры - более чем на 10 процентов. Меньше всего пострадали турагентства, занимающиеся недорогими экскурсионными турами по Европе, морскими круизами и горнолыжными курортами. Спрос на эти направления снизился всего на 10 процентов, но при этом клиенты стали отдавать предпочтения экономичному размещению.
Падение спроса, а также рост убытков, вызванный финансовым кризисом, в частности, привели к трудностям в сети турагентств "Куда.ru", второй в России по количеству точек продаж. С ней уже отказались работать несколько туроператоров. В их числе Tez Tour, "Пегас Туристик" и "Мостревел", которые объясняют свое решение систематическими задержками оплаты. По сведениям газеты "Коммерсант", общая задолженность "Куда.ru" перед работниками, арендодателями офисов, туроператорами и банками исчисляется миллионами долларов. Более точной оценки долгового положения компании пока нет.
Для того чтобы найти средства для финансирования займов, "Куда.ru" сейчас планирует продать от 25 до 51 процента акций Toparda Enterprises, своей головной компании, стороннему инвестору. Ранее "Куда.ru" пыталась продать сеть турагентств крупнейшему в России холдингу "Интурист", который от сделки отказался. В перспективе "Куда.ru" планирует снизить число офисов со 150 в 25 городах России до 30 в Москве.
В 2008 году объявили о банкротстве или приостановили работу туроператоры Diva Travel, "Вояж-Люкс", российское представительство британского турагентства Libra Holidays и некоторые другие. Впрочем, число жертв финансового кризиса может увеличиться к весне 2009 года. "Сейчас высокий зимний сезон. Его мы еще переживем, а основные события можно ждать по нарастающей в феврале-марте. Окончательно картина станет понятна к майским праздникам – тогда появится ясность с первой волной жертв кризиса", – уверен президент РСТ Шпилько.
Текущий зимний сезон сыграет не только роль фильтра, который отделит слабые компании от сильных, но и позволит более точно оценить влияние глобального финансового кризиса на российскую туриндустрию. По оценке РСТ, с первыми трудностями туроператоры столкнулись летом 2008 года. Правда, тогда они были связаны с высокими ценами на авиационное топливо. Дорожающее топливо привело к росту цен на турпутевки, и все вместе - к резкому снижению спроса.
За период с конца 2007 года до середины 2008-го авиакеросин подорожал во всем мире, однако в России рост цен был более значительным, чем, например, в Европе. Так, в июне в Европе авиатопливо можно было купить за 1270 долларов за тонну. В аэропортах Московского авиаузла оно продавалось по 1530 долларов за тонну. При этом к середине июля цены на авиабилеты с начала 2008 года выросли на 20-30 процентов.
Будет дешевле
По некоторым оценкам, снижение спроса на туристическом рынке приведет и к понижению цен на путевки. Это произойдет в основном за счет снижения стоимости номеров в отелях и перевозок. В целом цены на турпутевки снизятся на 10-20 процентов в ближайшие несколько месяцев. При этом падение стоимости отмечается уже сейчас. Так, цены на номера в отелях Европы уже снизилась на 10-30 процентов в зависимости от направления, а авиационного топлива - более чем на 30 процентов.
Впрочем, падение цен скорее всего не приведет к росту спроса, поскольку курс рубля также снижается. "Ситуация на нашем туристическом рынке в ближайшем будущем будет во многом зависеть от того, какая из этих тенденций возьмет верх. Если рубль будет девальвироваться и дальше с такой скоростью, то туристам станет выгоднее отдыхать в России", - уверен Шпилько. С ноября 2008 года стоимость рубля по отношению к бивалютной корзине (0,55 доллара плюс 0,45 евро) снизилась почти на 30 процентов. Из-за девальвации рубля покупательная способность россиян за рубежом резко снизилась.
При этом глава РСТ уверен, что в текущей кризисной ситуации выжить смогут лишь многопрофильные туристические агентства, предоставляющие услуги отдыха не только за рубежом, но и в России, а также те, кто наиболее чутко будет реагировать на любые изменения спроса. "Весь мировой опыт, включая и великие кризисы, показывает, что путешествовать люди не перестают. Просто путешествуют иначе, меняется структура рынка, рынок становится очень динамичным, и его реакция носит разноплановый характер", - считает Шпилько.
Тем не менее, развитию российского туризма даже внутри страны может помешать инфляция. По итогам 2008 года рост потребительских цен в России составил 13,3 процента, а с 1 по 26 января 2009 года инфляция достигла 2 процентов. При этом по итогам текущего года, по оценке министра финансов России Алексея Кудрина, потребительские цены вырастут на 13 процентов.
Не на пользу туристической отрасли пойдет и растущая безработица, которая, по данным Минэкономразвития, в 2009 году вырастет до 7,5 процента, а общая численность безработных россиян составит 5,5 миллиона человек. По данным Минздравсоцразвития, до конца года без работы останутся семь миллионов россиян. По итогам 2008 года этот показатель составил 4,6 миллиона человек.
Не исключено, что в новых условиях, продиктованных кризисом, некоторые российские операторы переориентируются с туризма в целях отдыха на деловой туризм. Ведь вряд ли крупные компании станут отказываться от деловых поездок сотрудников за рубеж, особенно если такие командировки будут способствовать установлению новых контактов - после кризиса они очень пригодятся.
Василий Сычев
Опубликовано: 03 февраля 2009
Просмотров: 7500
Рубрики: Статистика и Исследования, Туристический бизнес, Финансовый кризис
Регионы: Россия
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Новости этого источника
Отель «Уотергейт» в Вашингтоне продан за $45 млн
В Петербурге заморозили строительство 11 отелей
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook