Тема недели

Ковидные ограничения постепенно ослабевают; границы многих стран открывают для въезда. На сегодняшний день двадцать восемь государств открыты для россиян. Однако, если вы не хотите провести свой отпуск вдали от родины, то стоит рассмотреть курорты черноморского побережья.

Размещено:

Время икс для гостиничных проектов

Консультант российской гостиничной компании «Ринальди» и норвежской инвестиционной компании Linstow Блейк Андерсен рассказал корреспонденту «Собственника», почему в ближайшие пару лет цены в питерских гостиницах будут только расти, а также о прочих тенденциях развития рынка, определяющих его будущее.

– Блейк, какова сейчас ситуация на гостиничном рынке Петербурга?

 В 2007 году рынок бурлит. Никогда еще не обсуждалось и не заявлялось столько проектов. Причем нынешний год характеризуется резким повышением интереса российских компаний к гостиничным проектам. Я думаю, что тому, кто не успеет закрепиться в ближайшие 5 лет, в дальнейшем будет очень сложно занять выгодное место на местном рынке. Только сильным брендам это будет под силу.

 

– Сегодня первенство в освоении российского гостиничного рынка держат европейские компании. Почему азиатские бренды, такие как, скажем, Dusit, Taj, Manadrin Oriental, Shangri-La, не спешат с выходом на российский рынок?

– Концепции отелей этих отельеров хорошо работают в родном азиатском контексте. Вместе с тем они медленно выходят на рынки за пределами Азии – это касается не только России. Азиатские игроки еще не выработали стратегию своего присутствия на международных рынках, и Россия не стоит в их приоритетах на первом месте. Для начала они, скорее всего, будут ориентироваться на рынки США и Великобритании.

– Ставшие в последнее время популярными mixed-use проекты в большинстве случаев включают в себя и гостиницы, по крайней мере на стадии анонсирования проектов. Что это – дань моде?

– Российские девелоперы имеют опыт в создании бизнес-центров и ТРК. Гостиницы пока малознакомая для них территория. Из-за этого зачастую инвесторам и девелоперам трудно оценить перспективы гостиничных проектов. К тому же вызывает озабоченность ежедневное управление отелем, ведь, в отличие от бизнес-центров, помещения здесь не сдаются сразу на несколько лет вперед. Первые год-два работы отель нужно тщательно лелеять, этот период, скорее всего, окажется убыточным, и только потом гостиница наберет обороты. Видя это, некоторые инвесторы просто опускают руки. Поэтому, да, много заявляется отельных проектов в mixed-use, но немногие из них реально воплощаются в жизнь.

– Петербург сегодня повторяет путь Москвы? Отели становятся дороже, а девелоперы делают ставку преимущественно на проекты премиум-класса, что «вымывает» из города экономных путешественников…

– В Петербурге сегодня трудно найти достаточно большое здание под гостиничный проект в центре города, поэтому приходится развивать премиум-сегмент. Заметьте, почти все гостиничные проекты развиваются на южной стороне Невы, на Петроградскую сторону почти никто не идет. Без веских причин в ближайшее время такой расклад не изменится. Иностранные компании хотят управлять отелями емкостью не менее 200-250 номеров, потому что только с этого объема начинает работать «экономика масштаба». Сегодня желательная конфигурация на рынке спроса – это отель 3-4 звезды на 300-400 номеров с конференц- и банкет-залами. Причем, чем ниже категория отеля, тем больше в нем должно быть номеров. Т. е. если отель 5 звезд может позволить себе 150 номеров, то для выгодной экономики отеля 4 звезды нужно уже 200-250, для категории 3 звезды – все 300-400 номеров.

 

– Похоже, отельеры чувствуют себя вполне комфортно, переключаясь с экономных туристов на гостей-бизнесменов?

– Гостиницы стараются повысить свою рентабельность. Никто не может сказать им – снизьте цены. Все решает рынок. И если есть спрос на дорогие номера, то отели и будут держать соответствующие расценки. Повлиять на цены может только конкуренция.

– И когда конкуренция скажется реально?

– Думаю, вряд ли раньше 2009 года, когда на рынок начнут выходить новые отели. Кроме того, на конкурентоспособность всего города в целом могут повлиять инфраструктурные изменения, такие как появление нового аэропорта, а это произойдет только в 2011-2012 годах.

– А как вы оцениваете предложение в среднеценовом сегменте? Многие отели в последние два года сменили собственников и подняли цены.

 

– Скорее новые владельцы выровняли прайсы. Гостиничный рынок Петербурга характеризовался резким падением цен в невысокий сезон. Однако в последнее время укрепился спрос в «средние сезоны», что позволило гостиницам скорректировать ступенчатые предложения цен, и в целом они оказались выше, чем прежние. Опять же, с точки зрения бизнеса, возможность увеличить расценки – благо. Лишь появление на рынке новых отелей может оказать давление на конкурентную ситуацию.

 

– До сих пор ни одной российской гостиничной сети, за исключением «Азимута», не удалось прийти в Петербург. С чем вы это связываете?

– Российские сети, как и зарубежные игроки, ориентируются на управление отелями, не всегда находящимися в их собственности. «Азимут» же просто купил гостиницу (бывшую «Советскую») в Петербурге и ввел в ней свой менеджмент. Российские сетевые компании ждут, когда их позовут инвесторы и девелоперы управлять объектами в Петербурге, но пока этого не происходит: инвесторы предпочитают вести переговоры с международными гостиничными компаниями. Это и понятно: у них больше опыта, плюс за ними громкие имена и система глобальной дистрибуции, чего нет у российских компаний.

Я думаю, у российских управляющих сегодня гораздо больше перспектив в региональных центрах. Здесь они могут проявлять себя более эффективно, чем международные бренды, особенно в среднеценовом сегменте. К тому же российские компании, как правило, более сговорчивы в отношении месторасположения отеля, чем их международные конкуренты, очень жестко подходящие к вопросу локации отеля.

– Как вы оцениваете текущую ситуацию в сегменте мини-отелей? Произошло ли здесь насыщение рынка?

– Пока нет, рынку еще есть куда расти, и новые мини-отели будут появляться. Одним из преимуществ мини-отелей является то, что они быстрее запускаются на рынок, чем большие гостиницы, и требуют меньше инвестиций. У мини-отелей есть свои клиенты, они даже готовы платить некоторую наценку за то, чтобы останавливаться в небольших уютных гостиницах.

Как показывает мировой опыт, мини-отелям выгоднее работать сетями, и к этому будут стремиться тенденции этого сегмента рынка. При этом владельцы мини-отелей все больше внимания станут уделять развитию своих брендов, должной рекламе и пиару, но самое главное – развитию сервиса.

– Когда инвесторы начнут интересоваться российскими курортными гостиницами?

 

– Когда увидят в них перспективный рынок с хорошей загрузкой. Пока этого не произошло. Даже проекты в Сочи, хотя город и выбран столицей Олимпийских игр, вызывают серьезные опасения с точки зрения окупаемости.

 

Что касается курортных отелей вокруг больших городов, то, конечно, имеется спрос на уик-эндный отдых и проведение загородных конференций. Но реально более-менее серьезный спрос на такие отели пока сформировался только в Подмосковье.

Чтобы быть успешными, загородным отелям нужно располагаться вблизи больших городов, или по крайней мере в легкой досягаемости от них, и активно развивать конференц-возможности, т. е. работать на рынке деловых встреч. В обозримом будущем все международные гостиничные компании будут нацелены в России на крупные города, а российским операторам придется лавировать, ища свободные ниши и проявляя большую гибкость.


  источник: sob.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника