Тема недели

Ковидные ограничения постепенно ослабевают; границы многих стран открывают для въезда. На сегодняшний день двадцать восемь государств открыты для россиян. Однако, если вы не хотите провести свой отпуск вдали от родины, то стоит рассмотреть курорты черноморского побережья.

Размещено:

5-ЗВЕЗДОЧНЫЙ ТУРИЗМ

Казахстанский гостиничный бизнес переживает бурный рост. Однако рост рынка обеспечен в основном исключительно за счет делового туризма. По данным Казахстанской Туристской Ассоциации и Казахстанской Ассоциации Гостиниц и Ресторанов (КАГиР) объем въездного туризма на 80-85% состоит из делового. За последние три года в отношении активного туризма, и в том числе экологического, роста не наблюдается.
Как оказалось виновниками данного расклада сил стали не только отсутствие должной инфраструктуры туристской отрасли, но и перекосы в самом гостиничном бизнесе страны. Об этом наш разговор с Директором Казахстанской Туристской Ассоциации (КТА) и Казахстанской Ассоциации Гостиниц и Ресторанов (КАГиР) Шайкеновой Рашидой Рашидовной.

- Рашида Рашидовна, как сегодня развивается гостиничная отрасль? Каковы тенденции?

- Отрасль находиться на подъеме. Тому свидетельство приход международных гостиничных сетей. Это признание того, что этот рынок перспективен для крупных международных гостиничных сетей. Наши казахстанские бизнесмены достаточно много вкладывают в туристскую инфраструктуру, строя небольшие отели, кемпинги. По сравнению с 90-ми годами, когда загрузка отелей находилась просто на критическом уровне, сегодня мы имеем почти 40%-й показатель (среднегодовой загрузки). Высокий сезон для отелей это период выставок. Это действительно тот период, когда невозможно найти номер в отеле. И это еще одна предпосылка к тому, что гостиничный бизнес должен развиваться.

Однако нам сегодня катастрофически не хватает 3-4-звездочных отелей. Для туристов, которые платят из своего кармана, наши 5-звездочные отели (особенно в Алматы), мягко говоря, дороговаты. И это при том, что Казахстан сегодня позиционирует себя как новое туристское направление. Поэтому наша ассоциация говорит о том, что нам нужны отели 3-4-звездочные с хорошим и минимальным комплексом услуг. Нет ни одного приезжающего в Казахстан туриста, который бы не сокрушался по поводу высоких цен в отелях.

Ну и конечно качество услуг! Это сегодня остается основной проблемой. Очень многие сегодня страдают тем, что при высокой ценовой политике совершенно не задумываются о качестве услуг. Конкуренция с одной стороны достаточно большая, но с другой стороны в Алматы сегодня наши гостиницы находятся в режиме покоя, потому что знают что в высокий сезон они заполняются на 100%. Поэтому этот рынок не регулирует ни качество, ни сервис, ни оптимальную ценовою политику.

Кроме проблем ценовой политики, сервиса и кадров, одна из острых проблем стоящих в одном ряду - проблема поставок. Сегодня наши гостиницы мучаются и с посудой и с моющимися средствами. К сожалению, наши производители ни чего не могут предложить рынку. Многие гостиницы сегодня работают как во времена дикого бизнеса – сами едут в Китай, сами ищут мебель, посуду, текстиль и т.п. Поэтому мы сейчас активно занимаемся рынком поставщиков. В нашу ассоциацию входят несколько компаний поставщиков и сейчас мы в этом направлении движемся, для того чтобы выделить в нашей ассоциации отдельную секцию поставщиков и помогать становлению данного рынка, который так необходим нашим гостиницам.

- Я бы назвал и еще одну проблему – отсутствие должной туристской инфраструктуры...

- Да, это действительно проблема. Когда мы приглашаем туристов к себе, они отвечают нам - «Вы туалеты сначала постройте». Сегодня выезжая за два километра от Алматы, становится проблематичным качественно и безопасно покушать, отдохнуть, переночевать и элементарно - воспользоваться туалетом.
Понимая эту проблему, наша ассоциация пошла по своему пути. Пока мы не создадим инфраструктуру в регионах, мы не сможем привлекать людей. Поэтому существует в Казахстане единственный, уникальный проект – Информационный ресурсный центр по экотуризму. И мы сейчас в рамках этого проекта работаем по созданию гостевых домов с местным населением. За эти годы мы создали 28 гостевых домов в населенных пунктах, которые находятся в близи национальных парков и заповедников, и мы обучаем местное население оказывать качественные услуги: питание, сервис, расселение, организация туров и т.п. Т.е в этом направлении отрасль движется, мы понимаем эту проблемы и предпринимаем ряд конкретных шагов.

Среди других проблемных вопросов в туристкой отрасли нужно отметить такие как:

- неразвитость транспортной инфраструктуры,
- несоответствие статистического учета международным стандартам,
- необходимость увеличения перечня стран с упрощенной процедурой визового и регистрационного режима,
- несоответствие мировым стандартам системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров для туристской индустрии,
- а также слабый уровень финансирования развития туризма в регионах.

- А какими темпами растет гостиничный рынок?

- По сравнению с 2005 годом количество гостиниц в Казахстане возросло на 45%. Эта тенденция идет к увеличению. Для нас важно, чтобы этот рынок не был стихийным, чтобы этот рынок был подчинен правилам игры, чтобы у наших бизнесменов и инвесторов было четкое и ясное понимания рынка.

- Контролируется ли сегодня качество гостиничных услуг? Порой складывается ощущение, что «звезды вещают, кто как захочет»!

- Есть система Госстандарта, есть стандарты, которые в 1994 году на основе международных соглашений мы переняли у России. Есть сертифицирующий орган, который сертифицирует гостиницы на безопасность услуг и который в тоже время в результате этой сертификации помогает определить категорию отеля. Но проблема состоит в том, что в этих органах практически нет специалистов по гостиничному бизнесу. Эти люди, к сожалению, просто зарабатывают на нас. Поэтому наша ассоциация настаивает на том, чтобы эта сертификация была добровольной или генеральной.

- Почему?

- Гостиницы сертифицируются раз в три года. Если у меня нет ни каких изменений в отеле, если я не увеличила количество номеров, если я не построила бассейна, ресторан и т.п. зачем мне каждый год отдавать деньги сертифицирующему органу, который приходит один раз для того, что бы меня сертифицировать, а позже приходит с пост сертификационной проверкой и опять же берет с меня за эту проверку. Поэтому мы сейчас настаиваем на том, чтобы эта сертификация была генеральной с одной стороны. С другой стороны вы правы однозначно в том, что сегодня имеется много отелей, которые не регистрируются в системе государственной отчетности и живут сами по себе. Сами себе определяют категорию и это, конечно же, не очень хороший момент для Казахстана, который позиционирует себя как новое туристическое направление.
Т.е. по этим отелям наши гости могут иметь не очень позитивное впечатление, как о качестве услуг, так и о стране в целом. Поэтому вопрос здесь для нас достаточно сложный с одной стороны, но с другой стороны, видимо, здесь нужна серьезная реорганизация сертифицирующих органов. Сами сертифицирующие органы должны доказать свое право на сертификацию. Во первых они должны быть независимы, а во вторых иметь соответствующих специалистов. К сожалению, этот рынок сегодня очень слаб.

- Какие новые гостиничные проекты реализуются в Казахстане, и какие крупные международные гостиничные сети интересуются Казахстаном?

- Отель Kempinski на 236 номеров, открытие которого запланировано на 2008 год. Radisson SAS Медео - Алматы, на 150 номеров - будет построен к осени 2007 года. Гостиница “ТАУ КРИСТАЛЫ” в урочище Чимбулак. «Holiday Inn» - откроется к лету 2007 г. Marriott Отель - Девелоперская компания Capital Partners построит в Алматы отель Гостиничный комплекс “Есентай” высотой 36-37 этажей, который станет самым высоким зданием в городе. Горнолыжная база в ущелье Туюксу на горнолыжном курорте Чимбулак. Также ряд серьезных проектов в регионах.
Кроме того, я знаю, что сейчас прорабатывается возможность выхода на наш рынок системы Best Western. Это американская сеть. Но я хотела бы отметить одну вещь - о тенденции нашего рынка. Сегодня наши отечественные предприниматели, которые хотят построить отель, начинают приглашать иностранных специалистов, для того чтобы они указали ему где, как и какой категории надо строить. Меня эта позиция просто удивляет. Сегодня у нас уже сформировался рынок казахстанских специалистов гостиничного бизнеса. У нас есть знание, понимание и аналитика рынка. Для чего они приглашают иностранных специалистов, которые в целом не могут знать наш рынок, и при этом выбрасываются огромные деньги? И именно отсюда возникает крен в гостиничном бизнесе!!! Считается, что казахстанский туристский бизнес - это деловой туризм, значит, давайте строить 5-звездочные отели с высокими ценами. А понимание того, что мы сегодня способны привлечь не только бизнесменов, но и просто туристов, особенно экотуристов и нам нужно создавать туристскую инфраструктуру эконом класса, у этих специалистов нет. Вот и получается, что у нас одни 5-звездочные отели с высокими ценами!

- Сколько гостиниц входит в Вашу ассоциацию, и какую работу вы с ними проводите?

- Мы позиционируемся как Республиканское Общественное Объединение. Созданы в 1998 году по инициативе иностранных менеджеров, когда на наш рынок пришли первые крупные гостиничные операторы. У них было четкое понимание, что через ассоциацию можно решать проблемы отрасли и двигать рынок. И с 1998 года мы успешно развиваемся. Сегодня в Ассоциацию входит порядка 70 гостиниц. Все эти гостиницы не первый год на рынке и уже зарекомендовали себя.
В первую очереди мы занимаемся информированием членов ассоциации о том, что делается как на отечественном рынке, так и на международном. Мы проводим тренинги с участием международных и российских тренеров. Мы отправляем наших специалистов на учебу, такую же стажировку мы проводим и для наших студентов. Мы работаем над системой сертификации наших гостиниц, более того мы занимаемся мониторингом и анализом отрасли и оказываем маркетинговые услуги.

- В нынешнем году туристская выставка Kitf 2007 и выставка «Новинок гостиничного и ресторанного бизнеса» объединены. Вы считаете это правильным решением?

- Мы объединяем две ассоциации: Казахстанскую туристскую и казахстанскую гостиничную ассоциацию. Эти две выставки сопряжены между собой и взаимосвязаны. Все те, кто в этот период хотел бы приехать и поучаствовать в казахстанской туристской выставке «Kitf 2007», сможет принять участие и в выставке новинок гостиничного бизнеса. Это стратегически правильный шаг. Хочу признать, что когда выставочная компания Iteca вышла с инициативой провести выставку туризма, у нас это вызвало много вопросов, очень многое было для нас непонятного, но видимо мы чего-то недопонимали, и оказалось, что компания Iteca шла стратегически правильно.
Мы бы хотели дальнейшего сближения этих двух отраслей. Кроме того, в рамках выставки, мы ожидаем очень много представителей отельного бизнеса, особенно из регионов, которые сегодня только-только становится на ноги и не имеют полного представления о рынке и том, как необходимо оказывать гостиничные услуги. Как раз эта выставка и мероприятия в рамках выставки многим из отельеров Казахстана дадут четкое и ясное понимание рынка, его движения и нынешнего состояния.

- А каковы тенденции на казахстанском туристском рынке?

- Мы полагаем, что по всем видам туризма - тенденция к увеличению будет сохраняться... Если говорить о выездном туризме, мы полагаем, что рост составит порядка 40%. Конечно, переигрывает всех Иссык-Куль, и мы планируем, что в этом году опять будет рост потока туристов в Турцию. Также активно на нашем рынке представлены страны Восточной Европы (Венгрия, Румыния и другие), стабильно остаются на рынке Греция и Кипр.
В Казахстане по-прежнему преобладает деловой туризм (82 - 84%), а остальное - экологический и спортивный. На нашей международной туристской выставке казахстанский турпродукт практически не был представлен, продаются только зарубежные страны. Со своими продуктами чуть представлены областные департаменты.
Сейчас есть два продукта показывающие очень позитивные перспективы развития - внутренний туризм и бизнес поездки.
По нашим мнению внутренний туризм будет увеличиваться быстрее, чем ВВП Казахстана, а деловой туризм будет расти одновременно с ВВП страны.

- А что государство делает в этом направлении?

- Министерство туризма начало системно, целенаправленно продвигаться в эту сторону. В 2007 - 2011 годах в целях реализации госпрограммы по развитию туристической отрасли из республиканского бюджета запланировано выделить 59 318 221 тыс. тенге, в том числе в 2007 году - 2 329 668 тыс. тенге, в 2008-м - 20 637 405 тыс., в 2009-м - 30 635 357 тыс., в 2010-м - 2 774 656 тыс., в 2011-м - 2 941 135 тыс. тенге. Но это должна быть все-таки работа с профессионалами за рубежом. Можно выбросить огромное количество денег в окно, рекламируясь не в тех изданиях, которые не доходят до нашего потребителя.

- Планирует ли Ваша ассоциация крупномасштабную зарубежную рекламную кампанию казахстанского туристского направления?

- Мы постоянно занимаемся этим. Сейчас мы готовимся к крупному информационному туру для 15 иностранных журналистов ведущих мировых СМИ.

***
Состояние гостиничного рынка в РК
- 2006 г. - 871 предприятием обслужено- 1980,2 т. человек
- Оказано услуг на 29928,1 млн.т
- В средствах размещения- 23782 номера
- Вместимость- 53834 койко-мест

 

"Бизнес Путеводитель"


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook