Денежный турпоток. Туризм на экспорт

Количество международных прибытий туристов в мире за 2017 год выросло на 7% и достигло максимума за последние 7 лет. Ежегодные доходы от международного туризма превышают 1,2 трлн. долл. США. Такая динамика наглядно говорит о перспективах туризма с точки зрения наращивания объемов несырьевого экспорта. В России с 2001 года въездной туристический поток вырос на 123%. Вместе с тем потенциал роста еще очень велик. Его реализация имеет большое значение, особенно на фоне обозначенной задачи на увеличение в течение шести лет объема несырьевого экспорта Российской Федерации до 100 млрд. долларов. Какие инфраструктурные, политические, организационные и бизнес-решения нужны для того, чтобы повысить популярность Российской Федерации как туристического направления, как привлечь новых туристов и увеличить число повторных поездок в страну? Что необходимо сделать Российской Федерации для того, чтобы расширить присутствие на традиционных и выйти на новые направляющие туристские рынки?

Поиску таких решений была посвящена панельная дискуссия, прошедшая 24 мая на ПМЭФ 2018.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Туризм становится заметной частью российской экономики

Олег Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм), открывший дискуссию, сообщил: «56 млн наших граждан в прошлом году путешествовали по РФ. 24,4 млн туристов приехали в нашу страну — это хорошие показатели. Вклад туризма в экономику РФ составляет 3,47% ВВП, или 3 трлн руб. Доля туризма в ВВП может вырасти до 5% и составить более 5 трлн руб. тем более, что в России имеется много очень перспективных направлений туризма (образовательный, медицинский и т. д.)».

О достижениях Москвы рассказал Сергей Черемин, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей правительства Москвы; председатель правления Делового совета по сотрудничеству с Республикой Индия: «21,6 млн человек посетили Москву и потратили 860 млрд руб. на территории столицы. Это примерно 4% от ВРП Москвы. Потенциал не исчерпан, а недооценен. Наша задача — довести эту цифру до 8–10%».

Развитие туристической отрасли требует комплексного подхода

Глава Ростуризма отметил важность комплексного подхода к туризму: «Туризм — это отрасль экономики. Это индустрия гостеприимства, которая одна развиваться не может, только в симбиозе всех 53 отраслей мы можем создать комфортные условия для пребывания. Подводя итоги ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011–2018 годы, скажу, что за это время были инвестированы более 27 млрд. руб. федеральных бюджетных средств в инфраструктуру, более 8 млрд. региональных денежных средств и более 80 млрд. внебюджетных средств. Создано более 250 тыс. рабочих мест. Причем рекордсменом стала Ярославская область, которая смогла привлечь в эту сферу более 7 млрд. рублей. Особенно важно то, что на каждый рубль из бюджета там смогли привлечь более 7 рублей внебюджетных средств. Мы готовим новую ФЦП на 2019–2025 годы: от 51 региона поступили заявки на сумму более 80 млрд. руб. на финансирование из федерального бюджета, порядка 17 млрд. руб.— из регионального и более чем на 400 млрд. внебюджетных средств». Олег Сафонов также заявил, что по результатам новой ФЦП в перспективе до 2015 года доля туризма в ВВП вполне может возрасти до 5%. «А в перспективе – и до 10%», - заметил он.

ПРОБЛЕМЫ

Конкуренция в туристической сфере обостряется

Марина Усенко, партнер Cushman&Wakefield указала на наличие региональной и глобальной конкуренции: «Игроки борются за одних и тех же клиентов. Люди дробят свои отпуска, потому что хотят увеличить количество впечатлений».

Нехватка профессиональных компетенций у представителей российского турбизнеса

Ольга Ткачева, заместитель гендиректора по стратегическому развитию и маркетингу ООО «Флотилия» отметила: «Туризм — это и есть представители малого и среднего бизнеса. Это единственная отрасль, которая очень сложно формирует свои нужды. Турбизнес должен рассматриваться именно как бизнес. Многие представители индустрии не могут находить подход к тому, чем занимаются, как к бизнесу».

РЕШЕНИЯ

Модернизация статистического учета и критериев эффективности

Олег Сафонов остановился на одном решении: «Важно провести серьезную работу по модернизации статистического учета. Предполагаю, что число туристов выше, но мы не можем эту цифру посчитать. Необходимо использование достижений цифровой экономики и возможностей геопозиционирования. Исходя из этого можно посчитать и денежный турпоток. И если эту работу проведем, то прямой вклад туризма в ВВП может быть выше».

Сергей Харитонов, гендиректор АО «Корпорация развития Северного Кавказа» также предложил решение: «У Корпорации развития Северного Кавказа есть грандиозная миссия — создание медицинского кластера. Каждая республика Северного Кавказа и Ставропольский край будут наделены реабилитационной клиникой. Есть деньги, чтобы их построить, но встает вопрос, как эти клиники окупить. Во всем мире эффективность таких объектов оценивается не инкрементально, а по набору эффектов».

Он подчеркнул: «чтобы туризм как отрасль приносил еще большие доходы, надо в нее вкладываться. Без дополнительных средств, позволяющих поднять уровень инфраструктуры до международного, не обойтись». Харитонов привел пример: «Известный на Кавказе санаторий «Заря» в последнее время ежегодно увеличивает прием гостей из Австрии на 40%. Однако это потребовало вложений на уровне 10 млрд. рублей. И это показывает, что деньги, которые вкладываются в бальнеологические проекты, возвращаются не напрямую».

Введение безвизового транзитного режима

Сергей Черемин привел следующий пример: «Эксперимент в Китае в течение 5 суток дал уникальные экономические результаты. Транзитные туристы в течение дня с удовольствием проводили бы здесь время и получали бы ярчайшие впечатления. Все это мультиплицированно давало бы эффект для московского бюджета».

Повышение качества обслуживания и транспортной доступности

Петр Иванов, гендиректор АО «Федеральная пассажирская компания» продемонстрировал свое видение решения:«Очень высокие требования предъявляются к подвижному составу, потому что комфорт поездки является в железнодорожном путешествии самым важным критерием».

А Ханна Лорен, директор Finnair Plc. привела свой пример: «В Финляндии есть тур для любителей рыбной ловли в Мурманске. Туристы приезжают в Хельсинки и чартером отравляются в Мурманск, но для этого необходимо использовать три вида транспорта. Мы создаем альянсы с перевозчиками, гостиницами, отелями и другими участниками этого процесса».

Информационная поддержка

Руслан Новиков, гендиректор АО «Аргументы и факты» указал на важность такой поддержки: «В нашей стране существует огромное количество глобальных медиахолдингов. Мы делаем колоссальное количество контента, посвященного туризму, который нужно просто взять и упаковать. А дальше мы готовы отдавать контент — чтобы его переводили, что-то с ним делали. Это тот контент, который приведет к нам туриста повторно. Нужно инвестировать в информирование».

Индивидуализация и специализация турпродукта

Петр Иванов указал на самые важные для России рынки: «Китайские туристы, путешествующие по программам "РЖД-Тура", за 4 года дали четырехкратный рост. Сегодня на первом месте Европа. Также мы ориентируемся на рынки Индии и Индонезии, которые проявляют большой интерес к российским туристическим продуктам».

Денис Тихонов, гендиректор АО «Корпорация развития Дальнего Востока» о новых объектах повышенного туристского интереса: «У нас появились уникальные объекты — например, космодром "Восточный". Дальний Восток — это магнит для азиатского рынка. До аэропортов Дальнего Востока два часа на самолете от городов Японии, Китая и Кореи. Экономический эффект, который мы можем там реализовать, значительно больше возможностей в центре России».

Цинь Эньтин, председатель Собрания народных представителей г. Хэйхэ сообщил о новых видах интеграции: «Китайский Хейхэ и Благовещенск расположены друг напротив друга на двух берегах реки Амур и не имеют аналогов в азиатском регионе. Сейчас наши правительства обсуждают создание трансграничной зоны для туристического и экономического сотрудничества. Для того чтобы добиться максимальных результатов, городам необходимо развивать экономическую интеграцию», —.

Илья Галаев, президент ВФСО «Трудовые резервы» предложил вспомнить уже забытое старое: «Есть такое понятие, как спортивный туризм. Он был развит в СССР, огромное количество работников различных предприятий перемещалось по стране. Мы возрождаем это направление». 


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook