Келья "три звезды"

Как устроен столь дефицитный для России малый гостиничный бизнес? За ответом на этот вопрос корреспондент "Итогов" отправился на юг Франции, где качество "индустрии гостеприимства" контролируется особенно строго


Российская ассоциация турагентств бьет тревогу: за последний год поголовье иностранных туристов сократилось почти на 20 процентов - с 2,4 миллиона до двух миллионов. Главная причина - неразвитость инфраструктуры, отсутствие двух-трехзвездочных отелей по привычной для европейца цене в 40-90 евро в сутки. Казалось бы, создать мини-отель несложно: инвестиции сравнительно невелики - в среднем 1,3-2 миллиона долларов. Но в России отчаянных одиночек немного - у нас представлены преимущественно фирмы, строящие гостиничные сети. В мире ситуация прямо противоположная: частных семейных гостиниц не много, а очень много. Их "поле" - сельский туризм: по данным UNEP Tourism, доходы от него превысили в 2006 году 150 миллиардов долларов, почти треть выручки всей туриндустрии в мире. Пальма первенства принадлежит Италии (10 тысяч отелей-усадеб), затем идет Франция (6 тысяч).

В России сельские мини-гостиницы тоже есть. И их хозяевам бизнес-смекалки не занимать: помимо традиционного экотуризма - экзотика в виде недельного пребывания в советской действительности - вставать с горном, ходить строем, копать картошку, участвовать в соцсоревнованиях. Интурист в восторге! О своем отдыхе а-ля рюс менеджеры среднего звена где-нибудь в Лондоне потом с гордостью докладывают коллегам, демонстрируя вымпел передовика производства. По данным Международного общества экотуризма сельских усадеб всего 550. И для того чтобы Россия догнала Европу по количеству, качеству и разнообразию гостиниц, нужно создать такой же, как там, уровень безопасности и, главное, систему классификации и контроля качества. Что это такое? Как устроен малый гостиничный бизнес за границей? За ответом на этот вопрос корреспондент "Итогов" отправился на юг Франции, где система контроля качества мини-отелей приобрела наиболее завершенный вид.

Три звезды, два камина

Первым делом на помощь туристу приходят справочники систем классификации отелей и ресторанов - Logis de France, Michelin, Tables & Auberges de France и еще с десяток других. Каждая система по-своему производит отбор достойных. Есть такие, где проверяющие выезжают по официальному запросу из отеля. Если все оказывается в порядке, заведению присваивают ранг, и хозяин вешает перед входом соответствующий знак - камины, идущего человечка, силуэт Франции и т. д. Чем знаков больше, тем лучше. А вот Michelin - одна из самых старых систем, ей уже более 100 лет - действует по Гоголю, засылая своих ревизоров инкогнито. Поводом для визита, как правило, становятся рецензии самих туристов, а итогом проверок - толстая красная книжка, в которую удается попасть примерно 10 процентам гостиниц в стране. Увидеть себя в справочнике - счастливый билет для владельца.



Создатель справочника 1000 Tables & Auberges de France Жан Лано придумал свою градацию. Что нужно для того, чтобы попасть в это издание? Во-первых, дипломированный шеф-повар. Но диплом могут заменить пятилетние положительные отзывы о гостинице и ее ресторане. Внутреннее убранство должно быть "гармоничным и комфортным". Обязательные требования: быстрота и качество приема посетителей, наличие сезонных скидок, туркарт и информации, гигиена и пожарная безопасность, не говоря уже о вежливости персонала и соответствии заявленных удобств действительности.

Выгоден ли отельный бизнес во французской глубинке? Ведь даже в заштатном городишке как минимум два-три отеля, то есть конкуренция налицо, плюс сезонность работы. В поисках ответа мы отправились подальше от Парижа - в Лангедок и, свернув с основной магистрали, попали в департамент Од - родину альбигойской ереси, трубадуров, виноградников, а также замков и аббатств, переделанных в отели.

На графских развалинах

Сориентировались по справочнику месье Лано: в 25 километрах от городка Кайан в местечке Жинкла находится отель (на фото старинный особняк с садом) "У великого герцога". Владельцы - месье и мадам Брюше обещают "самый теплый прием в доме, расположенном в самом сердце страны катарских замков". Наличие паркинга и цена (60-70 евро за ночь с завтраком) решили дело. В Тулузу мы прилетели вечером, пока выбрались из аэропорта, стемнело. Проехав километров сто пятьдесят по трассе, продолжили путь по местной дороге, петлявшей среди холмов, и, разумеется, заблудились. Шум горной реки и выхватываемые фарами из темноты скалы говорили о том, что мы - в сердце Пиренеев. Но где именно? Хорошо, что есть сотовый: звонок месье Брюше - язык и до Жинклы доведет. Все было, как и обещано, - старинный дом, сад, фонтан. На склоне берега горной реки прилепилась и сама Жинкла с 43 жителями, 30 из которых давно на пенсии. Выяснилось, что наш хозяин Брюно Брюше - дипломированный повар и ресторатор, душа отеля, который он сам и создал с двумя братьями и супругой.


Французские частные отели хороши своей неповторимостью. "У великого Герцога" привлекает уютом и радушием, а "Жуайез" - изысканной кухней и яркой историей.

- Нам повезло, мы все сделали сами: старший брат - столяр, средний - кузнец, я - ресторатор. Родом мы из Перпиньяна, а в эту деревушку приезжали еще студентами на каникулы. Потом решили свой бизнес организовать. Присмотрели дом - жилище местного кузнеца. Дом - одно название, развалюха. Стоило такое "добро" немного, можно сказать, даром достался, зато и на реставрацию ушло почти шесть лет. Сделали отель, а потом и ресторан. Полгода работаем, в остальное время подновляем.

- А что приносит больше прибыли - отель или ресторан?

- Отель. Потому что на него налоги меньше. Да и персонала в отеле требуется меньше. Наемных работников от силы человек пять - семь в сезон.

- Продукты сами производите?

- Нет. На это уже нет ни сил, ни времени. Ездим на рынок в Перпиньян: местный люд фермерством не промышляет - земли почти нет. Пасынок занимается закупкой вин. Мы который год участвуем в "Бахус угощает"

Так называется справочник, который можно найти в большинстве ресторанов и отелей региона. Ассоциация виноделов департамента посвятила каждую неделю сезона с июня по август различным сортам вин, а рестораторы подготовили под каждое из них спецменю. Это такой туризм - гастрономический: ездить от ресторана к ресторану и обедать изысканно под бокал-другой местной "амброзии".

- Основные клиенты - англичане, - говорит Брюше. - Как только сделали рейсы из Лондона в Перпиньян и Каркасон, они и зачастили. И гастрономический туризм - их любимое развлечение.

- Насколько доходен бизнес?

- Около 10 процентов чистой прибыли в год. 15-20 процентов от доходов уходит на обновление дома, шестьдесят - на оплату налогов и зарплату, еще около десяти - все прочие расходы.

Хорошо, когда поблизости есть достопримечательности. А если их нет? Ничего страшного - и прибыльность, и клиентура наличествуют даже в самых заурядных местах. В этом нас заверил менеджер небольшого отеля, расположенного в пригороде Тулузы, неподалеку от аэропорта. Городок напоминает подмосковные Химки - сплошная типовая застройка. В центре - парк, там же и отель. На первый взгляд, сравнение с "Великим герцогом" немыслимо - санаторий советских времен. Зато прием не уступал в радушии дому Брюше. И отдача от "постоялого двора" неподалеку от аэропорта даже выше - около 15-20 процентов прибыли. Каков же может быть доход, если отель находится в оживленном месте, да еще и сам явлется памятником?



Наше внимание привлекла бывшая резиденция герцогов Жуайез у подножия Ренн-ле-Шато. Если это название не вызвало в памяти отклика, значит, вы не поклонник мистической истории, вокруг которой разворачиваются события у Дэна Брауна в "Коде да Винчи". По преданию священник прихода в Ренн-ле-Шато Беранже Соньер был известен тем, что в одночасье разбогател. Многие подозревали, что он нашел клад. Первые искатели Грааля и его тайны согласны с этой "гипотезой", но с поправкой: кладом были документы, подтверждающие существование потомков Христа. И сейчас Ренн-ле-Шато - место паломничества охотников за тайнами.

Замок, похожий на средневековый, на самом деле относится к эпохе Ренессанса. Его фортификационная мощь - видимость. Впрочем, одну осаду он все же выдержал: гугенотов в 1577 году. О тех временах напоминают гербы и гравюры на стенах отеля. Потом почти столетие в помещениях замка располагались заводские цеха. Управляющей фирме пришлось постараться, чтобы вернуть хотя бы часть былой роскоши. Сам отель небольшой - 35 комнат, из которых около десятка - номера люкс. Цена для четырехзвездочной гостиницы, занимающей высокие места в нескольких системах оценки качества, невелика - 95-105 евро в сутки за стандартный номер и 174-198 евро - за люкс. Как пояснили менеджеры, здание замка находится в собственности государства, потому как это памятник истории. Фирме оно сдано в аренду на 50 лет. Исторический колорит дает возможность зарабатывать на банкетах и свадьбах. Это один из самых прибыльных видов малого гостиничного бизнеса. Хотя в целом уровень доходности все равно не превышает 15 процентов - затраты тоже немалые.

Уйти в монастырь

Наше внимание привлекла реклама отеля в курортном местечке Але-ле-Бан: гостиница помещалась в монастыре. Старинное аббатство с кафедральным собором XII века в эпоху альбигойских походов было ставкой католического лагеря. С тех времен уцелело немногое: в XVI - XVII веках часть аббатства превратилась в руины в умелых руках гугенотов. За стенами собора - епископские сады и дом настоятеля, ныне отель-ресторан.


Кристиан Лимузи - владелец и по совместительству шеф-повар отеля-ресторана, расположенного на территории аббатства xii-xvi веков

Хозяин Кристиан Лимузи эксцентричностью напоминал итальянца: если в начале беседы он цедил слова, то уже через десять минут мы пили знаменитый "Бланкетт-де-Лиму" и были лучшими друзьями. А всего-то заявили, что ничего не знаем о местном игристом вине.

- Вот вы говорите шампанское (нотка презрения). Да в Шампани игристое вино стали делать на столетия позже, чем в Лиму! В нашем бенедектинском аббатстве первое вино с пузырьками получили еще в 1531 году.

- Это сложно - организовать отель в историческом памятнике?

- Сложно?! Да это ужас! Ничего без разрешения властей сделать нельзя - ни проводку, ни двери, ни окна. Только и бегаю по комиссиям да их тут принимаю. И часто замкнутый круг: без этой подписи не получишь другую, а ту без первой.

- Бизнес-то прибыльный?

- У вас в России, я слышал, прибыли по сто процентов и выше. У нас такого нет: 15-20 процентов чистыми - это не просто хорошо, а отлично. В моем случае и того ниже, потому что сейчас затеял модернизацию комнат.

Месье Лимузи повел нас показывать свои владения. Прежде всего ресторанную часть, которой особенно гордится. Под званые ужины и банкеты в его отеле отведено аж два зала - бывшая епископская библиотека и синодальная. Желающих покушать по-епископски немало.

- Ресторан менее прибыльный, чем отель?

- Отдача примерно одинаковая - у нас идет экономия на продуктах, сами кое-что выращиваем. Прибыльнее всего делать вино.

- И все же: как это - организовать отель или ресторан во Франции?

- Да все не так сложно. Приобретаете землю - за меня, слава богу, это сделал отец. Если есть историческое строение, получаете разрешение на его переустройство, если нет, строите что-то сами. Регистрируетесь. Бюрократии много, но с ней при желании можно управиться меньше чем за полгода. Больше времени занимает, например, поиск поставщиков для ресторана. И еще очень важно - реклама. Тут все средства хороши - и системы типа Michelin или Charme, и офисы туризма, и сарафанное радио. И чем больше спектр услуг, тем больше клиентов: кто-то приезжает за бутылкой вина и остается поужинать, а там и до поспать недалеко.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook