Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Келья "три звезды"
Российская ассоциация турагентств бьет тревогу: за последний год поголовье иностранных туристов сократилось почти на 20 процентов - с 2,4 миллиона до двух миллионов. Главная причина - неразвитость инфраструктуры, отсутствие двух-трехзвездочных отелей по привычной для европейца цене в 40-90 евро в сутки. Казалось бы, создать мини-отель несложно: инвестиции сравнительно невелики - в среднем 1,3-2 миллиона долларов. Но в России отчаянных одиночек немного - у нас представлены преимущественно фирмы, строящие гостиничные сети. В мире ситуация прямо противоположная: частных семейных гостиниц не много, а очень много. Их "поле" - сельский туризм: по данным UNEP Tourism, доходы от него превысили в 2006 году 150 миллиардов долларов, почти треть выручки всей туриндустрии в мире. Пальма первенства принадлежит Италии (10 тысяч отелей-усадеб), затем идет Франция (6 тысяч).
В России сельские мини-гостиницы тоже есть. И их хозяевам бизнес-смекалки не занимать: помимо традиционного экотуризма - экзотика в виде недельного пребывания в советской действительности - вставать с горном, ходить строем, копать картошку, участвовать в соцсоревнованиях. Интурист в восторге! О своем отдыхе а-ля рюс менеджеры среднего звена где-нибудь в Лондоне потом с гордостью докладывают коллегам, демонстрируя вымпел передовика производства. По данным Международного общества экотуризма сельских усадеб всего 550. И для того чтобы Россия догнала Европу по количеству, качеству и разнообразию гостиниц, нужно создать такой же, как там, уровень безопасности и, главное, систему классификации и контроля качества. Что это такое? Как устроен малый гостиничный бизнес за границей? За ответом на этот вопрос корреспондент "Итогов" отправился на юг Франции, где система контроля качества мини-отелей приобрела наиболее завершенный вид.
Три звезды, два камина
Первым делом на помощь туристу приходят справочники систем классификации отелей и ресторанов - Logis de France, Michelin, Tables & Auberges de France и еще с десяток других. Каждая система по-своему производит отбор достойных. Есть такие, где проверяющие выезжают по официальному запросу из отеля. Если все оказывается в порядке, заведению присваивают ранг, и хозяин вешает перед входом соответствующий знак - камины, идущего человечка, силуэт Франции и т. д. Чем знаков больше, тем лучше. А вот Michelin - одна из самых старых систем, ей уже более 100 лет - действует по Гоголю, засылая своих ревизоров инкогнито. Поводом для визита, как правило, становятся рецензии самих туристов, а итогом проверок - толстая красная книжка, в которую удается попасть примерно 10 процентам гостиниц в стране. Увидеть себя в справочнике - счастливый билет для владельца.
Создатель справочника 1000 Tables & Auberges de France Жан Лано придумал свою градацию. Что нужно для того, чтобы попасть в это издание? Во-первых, дипломированный шеф-повар. Но диплом могут заменить пятилетние положительные отзывы о гостинице и ее ресторане. Внутреннее убранство должно быть "гармоничным и комфортным". Обязательные требования: быстрота и качество приема посетителей, наличие сезонных скидок, туркарт и информации, гигиена и пожарная безопасность, не говоря уже о вежливости персонала и соответствии заявленных удобств действительности.
Выгоден ли отельный бизнес во французской глубинке? Ведь даже в заштатном городишке как минимум два-три отеля, то есть конкуренция налицо, плюс сезонность работы. В поисках ответа мы отправились подальше от Парижа - в Лангедок и, свернув с основной магистрали, попали в департамент Од - родину альбигойской ереси, трубадуров, виноградников, а также замков и аббатств, переделанных в отели.
На графских развалинах
Сориентировались по справочнику месье Лано: в 25 километрах от городка Кайан в местечке Жинкла находится отель (на фото старинный особняк с садом) "У великого герцога". Владельцы - месье и мадам Брюше обещают "самый теплый прием в доме, расположенном в самом сердце страны катарских замков". Наличие паркинга и цена (60-70 евро за ночь с завтраком) решили дело. В Тулузу мы прилетели вечером, пока выбрались из аэропорта, стемнело. Проехав километров сто пятьдесят по трассе, продолжили путь по местной дороге, петлявшей среди холмов, и, разумеется, заблудились. Шум горной реки и выхватываемые фарами из темноты скалы говорили о том, что мы - в сердце Пиренеев. Но где именно? Хорошо, что есть сотовый: звонок месье Брюше - язык и до Жинклы доведет. Все было, как и обещано, - старинный дом, сад, фонтан. На склоне берега горной реки прилепилась и сама Жинкла с 43 жителями, 30 из которых давно на пенсии. Выяснилось, что наш хозяин Брюно Брюше - дипломированный повар и ресторатор, душа отеля, который он сам и создал с двумя братьями и супругой.
Французские частные отели хороши своей неповторимостью. "У великого Герцога" привлекает уютом и радушием, а "Жуайез" - изысканной кухней и яркой историей.
- Нам повезло, мы все сделали сами: старший брат - столяр, средний - кузнец, я - ресторатор. Родом мы из Перпиньяна, а в эту деревушку приезжали еще студентами на каникулы. Потом решили свой бизнес организовать. Присмотрели дом - жилище местного кузнеца. Дом - одно название, развалюха. Стоило такое "добро" немного, можно сказать, даром достался, зато и на реставрацию ушло почти шесть лет. Сделали отель, а потом и ресторан. Полгода работаем, в остальное время подновляем.
- А что приносит больше прибыли - отель или ресторан?
- Отель. Потому что на него налоги меньше. Да и персонала в отеле требуется меньше. Наемных работников от силы человек пять - семь в сезон.
- Продукты сами производите?
- Нет. На это уже нет ни сил, ни времени. Ездим на рынок в Перпиньян: местный люд фермерством не промышляет - земли почти нет. Пасынок занимается закупкой вин. Мы который год участвуем в "Бахус угощает"
Так называется справочник, который можно найти в большинстве ресторанов и отелей региона. Ассоциация виноделов департамента посвятила каждую неделю сезона с июня по август различным сортам вин, а рестораторы подготовили под каждое из них спецменю. Это такой туризм - гастрономический: ездить от ресторана к ресторану и обедать изысканно под бокал-другой местной "амброзии".
- Основные клиенты - англичане, - говорит Брюше. - Как только сделали рейсы из Лондона в Перпиньян и Каркасон, они и зачастили. И гастрономический туризм - их любимое развлечение.
- Насколько доходен бизнес?
- Около 10 процентов чистой прибыли в год. 15-20 процентов от доходов уходит на обновление дома, шестьдесят - на оплату налогов и зарплату, еще около десяти - все прочие расходы.
Хорошо, когда поблизости есть достопримечательности. А если их нет? Ничего страшного - и прибыльность, и клиентура наличествуют даже в самых заурядных местах. В этом нас заверил менеджер небольшого отеля, расположенного в пригороде Тулузы, неподалеку от аэропорта. Городок напоминает подмосковные Химки - сплошная типовая застройка. В центре - парк, там же и отель. На первый взгляд, сравнение с "Великим герцогом" немыслимо - санаторий советских времен. Зато прием не уступал в радушии дому Брюше. И отдача от "постоялого двора" неподалеку от аэропорта даже выше - около 15-20 процентов прибыли. Каков же может быть доход, если отель находится в оживленном месте, да еще и сам явлется памятником?
Наше внимание привлекла бывшая резиденция герцогов Жуайез у подножия Ренн-ле-Шато. Если это название не вызвало в памяти отклика, значит, вы не поклонник мистической истории, вокруг которой разворачиваются события у Дэна Брауна в "Коде да Винчи". По преданию священник прихода в Ренн-ле-Шато Беранже Соньер был известен тем, что в одночасье разбогател. Многие подозревали, что он нашел клад. Первые искатели Грааля и его тайны согласны с этой "гипотезой", но с поправкой: кладом были документы, подтверждающие существование потомков Христа. И сейчас Ренн-ле-Шато - место паломничества охотников за тайнами.
Замок, похожий на средневековый, на самом деле относится к эпохе Ренессанса. Его фортификационная мощь - видимость. Впрочем, одну осаду он все же выдержал: гугенотов в 1577 году. О тех временах напоминают гербы и гравюры на стенах отеля. Потом почти столетие в помещениях замка располагались заводские цеха. Управляющей фирме пришлось постараться, чтобы вернуть хотя бы часть былой роскоши. Сам отель небольшой - 35 комнат, из которых около десятка - номера люкс. Цена для четырехзвездочной гостиницы, занимающей высокие места в нескольких системах оценки качества, невелика - 95-105 евро в сутки за стандартный номер и 174-198 евро - за люкс. Как пояснили менеджеры, здание замка находится в собственности государства, потому как это памятник истории. Фирме оно сдано в аренду на 50 лет. Исторический колорит дает возможность зарабатывать на банкетах и свадьбах. Это один из самых прибыльных видов малого гостиничного бизнеса. Хотя в целом уровень доходности все равно не превышает 15 процентов - затраты тоже немалые.
Уйти в монастырь
Наше внимание привлекла реклама отеля в курортном местечке Але-ле-Бан: гостиница помещалась в монастыре. Старинное аббатство с кафедральным собором XII века в эпоху альбигойских походов было ставкой католического лагеря. С тех времен уцелело немногое: в XVI - XVII веках часть аббатства превратилась в руины в умелых руках гугенотов. За стенами собора - епископские сады и дом настоятеля, ныне отель-ресторан.
Кристиан Лимузи - владелец и по совместительству шеф-повар отеля-ресторана, расположенного на территории аббатства xii-xvi веков
Хозяин Кристиан Лимузи эксцентричностью напоминал итальянца: если в начале беседы он цедил слова, то уже через десять минут мы пили знаменитый "Бланкетт-де-Лиму" и были лучшими друзьями. А всего-то заявили, что ничего не знаем о местном игристом вине.
- Вот вы говорите шампанское (нотка презрения). Да в Шампани игристое вино стали делать на столетия позже, чем в Лиму! В нашем бенедектинском аббатстве первое вино с пузырьками получили еще в 1531 году.
- Это сложно - организовать отель в историческом памятнике?
- Сложно?! Да это ужас! Ничего без разрешения властей сделать нельзя - ни проводку, ни двери, ни окна. Только и бегаю по комиссиям да их тут принимаю. И часто замкнутый круг: без этой подписи не получишь другую, а ту без первой.
- Бизнес-то прибыльный?
- У вас в России, я слышал, прибыли по сто процентов и выше. У нас такого нет: 15-20 процентов чистыми - это не просто хорошо, а отлично. В моем случае и того ниже, потому что сейчас затеял модернизацию комнат.
Месье Лимузи повел нас показывать свои владения. Прежде всего ресторанную часть, которой особенно гордится. Под званые ужины и банкеты в его отеле отведено аж два зала - бывшая епископская библиотека и синодальная. Желающих покушать по-епископски немало.
- Ресторан менее прибыльный, чем отель?
- Отдача примерно одинаковая - у нас идет экономия на продуктах, сами кое-что выращиваем. Прибыльнее всего делать вино.
- И все же: как это - организовать отель или ресторан во Франции?
- Да все не так сложно. Приобретаете землю - за меня, слава богу, это сделал отец. Если есть историческое строение, получаете разрешение на его переустройство, если нет, строите что-то сами. Регистрируетесь. Бюрократии много, но с ней при желании можно управиться меньше чем за полгода. Больше времени занимает, например, поиск поставщиков для ресторана. И еще очень важно - реклама. Тут все средства хороши - и системы типа Michelin или Charme, и офисы туризма, и сарафанное радио. И чем больше спектр услуг, тем больше клиентов: кто-то приезжает за бутылкой вина и остается поужинать, а там и до поспать недалеко.
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook