Тема недели
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Гостиничная недвижимость Москвы, Санкт-Петербурга и Киева
2010 год подходит к концу и, как и ожидалось, показатель RevPAR (доходность на номер) московских гостиниц международного качества сопоставим с уровнем 2009 года и составляет 4 554 рубля. Несмотря на относительную устойчивость данного показателя, заметно изменилась динамика в отношении загрузки и среднего тарифа. В целом по рынку гостиниц международного качества загрузка выросла на 8% почти до 70% (69,1%), а средний тариф, наоборот, понизился на 8% до 6 596 рублей.
Далее, на графике приведены операционные показатели гостиниц за полный 2010 год в сравнении с двумя предыдущими годами. Очевидно постепенное восстановление гостиничного рынка Москвы. Более прозрачная ценовая политика, проводимая отелями, способствует росту их загрузки.
Чтобы лучше понять сложившуюся ситуацию на рынке, следует рассмотреть каждый сегмент по отдельности – отели класса люкс, отели высшего предела верхней ценовой категории, отели верхней ценовой категории, отели категории выше среднего и среднего уровня. Отелей экономического уровня международного класса в Москве все еще недостаточно для того, чтобы рассматривать их как отдельную группу.
Гостиницам класса люкс, к которым относятся, например, Ritz Carlton и Park Hyatt, удалось добиться уровня загрузки 2008 года путем снижения среднего тарифа. По сравнению с 2009 годом загрузка в этом сегменте увеличилась на 10%, а показатель ADR снизился на 7%, что привело лишь к незначительному росту RevPAR на 2%. Однако и это можно считать неплохим результатом по сравнению с прошлым годом, когда показатель RevPAR упал на 25% по отношению к 2008 году. Все это свидетельствует о том, что потребуется еще много времени, чтобы гостиницы смогли вернуться к докризисным показателям. Учитывая, что на 2011 год не запланировано открытие ни одной гостиницы класса люкс, существующие отели данного сегмента могут рассчитывать на рост тарифов, если им удастся в течение длительного периода удерживать загрузку на уровне 60% и выше. В результате, можно ожидать роста RevPAR в следующем году.
По сравнению с 2009 годом в гостиницах высшего предела верхнего сегмента наблюдается рост загрузки на 5% и снижение показателя ADR на 3%, что привело к росту RevPAR также на 2%. Однако докризисный уровень еще не достигнут - нынешний RevPAR ниже показателя 2008 года на 30%. Это свидетельствует о том, что до кризиса цены были завышены, и мы едва ли можем ожидать быстрого роста операционных показателей гостиниц данного сегмента до уровня 2008 года. Тем не менее, мы прогнозируем небольшой рост тарифов и высокую загрузку.
Гостиницы верхней ценовой категории, как правило, располагают большим номерным фондом и развитой инфраструктурой, поэтому по сравнению с отелями других категорий им пришлось пойти на серьезное снижение тарифов, чтобы хотя бы немного увеличить загрузку. Эта тенденция наметилась еще в 2009 году, когда гостиницы данного сегмента оказались наиболее успешными с точки зрения загрузки по сравнению с 2008 годом, однако им пришлось снизить ADR на 26%. В 2010 году этот показатель упал еще на 11 %. Так, в 2010 году средний тариф в отелях данного сегмента составил 6 000 рублей против 8700 рублей в 2008 году. Тарифы едва ли снова достигнут докризисного уровня, поскольку существовавший на тот момент уровень цен не был оправданным. В таких крупных отелях загрузка ниже, чем в гостиницах других сегментов, за исключением люксовых. Это свидетельствует о том, что корпоративный спрос переместился в сторону более доступных гостиниц. До тех пор, пока гостиницам верхней ценовой категории не удастся добиться устойчивого роста загрузки, они вряд ли смогут рассчитывать на рост тарифов.
Наилучшие результаты в течение 2010 года отмечались в сегменте отелей выше среднего: по сравнению с прошлым годом показатель RevPAR в таких гостиницах вырос на 6 % и составил 4 200 рублей, что превышает показатель отелей верхней ценовой категории, составивший 3 900 рублей. К категории выше среднего можно отнести такие гостиницы, как Marriott Courtyard. Поскольку гостиницы верхней ценовой категории продолжают предоставлять скидки, то их ADR практически сравнялся со средним тарифом гостиниц сегмента выше среднего. Поэтому сейчас основная проблема гостиниц рассматриваемого сегмента состоит в том, что гостиницы верхней ценовой категории предлагают более широкий набор услуг практически по таким же ценам. С учетом того, что загрузка гостиниц категории выше среднего в 2010 году составляет около 74%, в следующем году они смогут рассчитывать на повышение своих тарифов. Однако их операционная деятельность во многом будет зависеть от «соседей» в верхнем ценовом сегменте.
Несмотря на то, что в 2010 году загрузка гостиниц среднего ценового сегмента в среднем выросла до 75%, с точки зрения ADR нынешний год не стал успешнее 2009 года. В результате, ADR снизился на 15%, а RevPAR - на 3% по сравнению с аналогичными показателями 2009 года. Политика отелей данного сегмента, направленная на увеличение загрузки путем снижения тарифов, оказалась не столь успешной, как ожидалось. Вместе с падение ADR произошло снижение RevPAR. В 2011 году этим отелям, вероятнее всего, удастся сохранить высокую загрузку и несколько увеличить тариф.
Санкт-Петербург
После нелегкого 2009 года на гостиничном рынке Санкт-Петербурга (гостиницы международного стандарта) произошли положительные изменения – в 2010 году загрузка увеличилась на 20%. Однако, наряду с этим средний тариф снизился на 14%. В итоге, показатель RevPAR вырос на 3,5%. Учитывая прошлогоднее падение RevPAR на 30%, еще рано говорить о полном восстановлении рынка, однако первые положительные признаки уже есть.
На гостиничном рынке Санкт-Петербурга можно выделить меньшее количество сегментов, но для лучшего понимания следует рассмотреть каждый из них по отдельности.
Произошедшее в 2009 году снижение загрузки гостиниц этой категории на 35% и последовавший в 2010 году рост на 15% все еще не позволяют говорить о том, что загрузка отелей Санкт-Петербурга категории люкс вышла на докризисный уровень. В 2008 году загрузка гостиниц была довольно стабильной для такого сезонного рынка и составляла 50%. Кризис серьезно вмешался в деятельность гостиниц, ухудшив их операционные показатели. В 2009 году гостиницы предпочли потерять в загрузке, нежели снизить ADR. Учитывая, что к концу 2009 года загрузка составляла только 32%, отелям не оставалось ничего другого, кроме как начать снижать тарифы.
Операционные показатели 2010 года (загрузка - 37%, ADR – 8700 рублей) свидетельствуют о дальнейшем падении RevPAR на 2% по сравнению с 2009 годом.
На 2011 год в Санкт-Петербурге запланировано открытие 2 люксовых гостиниц - Four Seasons и W, поэтому какой-либо очевидный рост в данном сегменте в следующем году маловероятен.
Исторически сложилось так, что отели верхней ценовой категории показывают лучшие результаты; до кризиса их загрузка зачастую достигала 70%. В 2010 году RevPAR несколько снизился на 2,55% , а в 2009 году это падение составило 26% - опять же потребуется много времени для восстановления рынка, однако есть признаки улучшения ситуации.
Наибольших успехов в 2010 году добились гостиницы среднего ценового сегмента, что свидетельствует о том, что спрос стал более чувствителен к цене, гости выбирают более демократичные опции. Более того, появилось несколько гостиниц международного качества с удобным расположением (например, 2 отеля Courtyard by Marriott и Park Inn Невский). Значительный рост загрузки на 25% по сравнению с аналогичным показателем 2009 года и наименьшее по сравнению с остальными сегментами снижение ADR на 7% привело к внушительному росту доходности на номер на 16%.
Гостиничный рынок регионов
В целом в гостиницах международного качества в регионах наблюдался рост RevPAR на 6% по сравнению с прошлым годом (в 2009 году снижение доходности на номер составило 26%). Гостиничный рынок регионов остается высококонкурентным и, учитывая постоянное появление на рынке новых игроков, 2011 год вряд ли принесет значительный рост .
Киев
Ситуация на гостиничном рынке Киева остается напряженной. В настоящее время гостиницы международного класса представлены только отелями люксового сегмента и высокой ценовой категории. При этом в 2010 году им пришлось заметно снизить цены из-за высокой конкуренции на рынке. Начало 2010 года было ознаменовано открытием отеля The Intercontinental, который еще больше усилил конкуренцию на уже насыщенном рынке. Загрузка гостиниц несколько выросла за год, рост по итогам года по сравнению с 2009 годом составит примерно 7%, средний тариф снизится почти на 20%, что приведет к падению RevPAR почти на 10%.
Опубликовано: 17 декабря 2010
Просмотров: 15639
Рубрики: Статистика и Исследования, Гостиничный бизнес, Гостиничный бизнес Украины
Регионы: Россия
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Новости этого источника
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook