Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Показатели сезона оказались лучше ожидаемых
Пресс-служба СЗРО РСТ провела опрос петербургских турфирм – наиболее активных компаний на рынке выездного туризма с целью выяснить в разгар летнего сезона 2009 года, как идут продажи туров и что влияет на развитие туристского рынка.
В опросе принимали участие турфирмы: «Нева», «Калипсо – мир путешествий», «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга», «Тез Тур», «Солвекс Турне», «Атлас», «Ауринкоматкат», «Прима», «Вест-Тревел», «Интурист».
Юлия Котова, исполнительный директор, «Интурист Санкт-Петербург»:
Сезон начинали опасливо, но жизнь показала, что петербуржцы отдыхать готовы. В середине лета даже пришлось нарастить объемы, поставив самолеты на Шарм-эль-Шейх и Хургаду совместно с другими операторами и увеличив количество мест в Турцию.
Сегодня пользуются популярностью бюджетные туры. У нас, как никогда, стала активно продаваться Болгария. Подпортило картину предупреждение по гриппу A(N1H1) в Испании в мае 2009 года, что привело к резкому падению продаж в дестинацию, и нельзя сказать, что сейчас они идут хорошо.
Замечательно продается Греция, особенно Родос. Таких продаж не было даже в докризисные года. Правда, принимающие компании сообщают нам, что на месте туристы стали меньше тратить деньги, экономя на экскурсионных пакетах и дополнительных услугах.
Волнует повышение стоимости авиаперевозки, которая, как и в прошлом году, предательски начинает расти в середине сезона. Однако, сегодня туроператоры не производят никаких доборов с туристов, компенсируя удорожание за счет своей прибыли.
Конец июля ознаменовался резким падением спроса. Глубины продаж по-прежнему нет, но мы настроены оптимистично. Нестабильная рыночная ситуация в Санкт-Петербурге и регионах компенсируется в нашем головном подразделении в Москве, где начиная с мая и по сей день продажи идут достаточно активно.
Сейчас приступили к верстке зимних программ и в этой части намерены аккуратно подходить к своим объемам. Все ожидают второго витка кризиса и это чувствуется по поведению туристов.
Дмитрий Смирнов, генеральный директор, «Атлас»:
Сезон оказался лучше, чем ожидали, но хуже, чем хотелось бы. Все наши направления работают, конечно, объемы меньше, чем в прошлом году, мы их уменьшили примерно на 30%, зато рентабельность значительно выше. Дорогой продукт продается хуже и глубина продаж низкая, но оснований для пессимизма нет. Считаю, что для кризисного года показатели неплохие.
Сергей Хохлов, заместитель директора, «Вест Тревел»:
Скорректировали объемы на 25% вниз. Понятно, что сезон хуже прошлого года, но примерно на уровне 2007-го.
Мы ожидали, что автобусные туры будут больше востребованы, чем самолетные, учитывая их экономичность. На деле оказалось не так. Конечно, хорошо продается Скандинавия на 3-4 дня, особенно норвежские фьорды, лучше стали продавать поездки по Европе. Из самолетных - в этом году выделяется Кипр.
Общая тенденция – отсутствие глубины продаж, пока пустой август, спрос на бюджетные туры. Все предлагают скидки, бонусы, акции. Продажи идут в притык.
Виктор Пермяков, директор, «Тез Тур Северо-Запад»:
Результаты лучше ожиданий. В городе сказывается избыток перевозки на Грецию, бортов поставлено больше, чем в 2008 году. По Турции мы объемы снизили на 20% и пока их перевариваем.
У нас достаточно успешно прошел июль, а начало августа пока мало радует. Никогда не наблюдали такой низкой глубины продаж. Видимо люди ждут: в августе - сентябре ожидается новая волна кризиса.
Олег Афрамеев, генеральный директор, «Калипсо – мир путешествий» / «Ауринкоматкат»:
По индивидуальным турам наблюдается тенденция к экономии, уменьшение частоты поездок. При этом, количество клиентов не сократилось, просто они подкорректировали свои бюджеты на отдых.
Что касается компании «Ауринкоматкат», то в этом году она еще осваивает бюджет развития, а на этапе старт-апа трудно оценить ситуацию. Разумеется, продажи идут нормально (Турция) и даже с положительной динамикой, как скажем, по Тунису.
Максим Пирогов, директор компании, «Нева»:
Наши прогнозы оправдались. Туры продаем на все наши направления на том уровне, что планировали. Исключение – Испания, здесь ощутимое падение рынка.
Сейчас глубина продаж, практически, отсутствует, но в будущее смотрим с оптимизмом.
Геннадий Гостев, заместитель директора, «Фремад Раша»:
На этот сезон мы сократили объемы на 30% и не прогадали, продажи идут нормально, чуть хуже – Турция. Беспокоит осень и зимние программы, так как нет спроса и глубины продаж.
Юрий Щеглов, заместитель директора, «Прима»:
Сократили на сезон свои объемы примерно на 30% и все шло неплохо, кроме Испании. Вроде и бортов меньше и цены «съедобные», но заявление Роспотребнадзора о включении Испании в список стран, где высок риск заражения вирусом гриппа, видимо, сыграло роковую роль.
Конец июля как обычно - провал, август, думаю, продастся.
Осенью ждем еще одну кризисную «яму», поэтому опасение вызывают новогодние программы. Иллюзий не испытываем и по следующему летнему сезону: туристы будут сдержанно подходить к выбору места и формы отдыха.
Тамара Халецкая, генеральный директор, «Солвекс Турне»:
Мы не сокращали объемы прошлого года, разве что Кипр и Турцию – на 10%, а вот по Греции даже чуть увеличили. Сезон шел хорошо, по всем направлениям мы выполнили поставленные задачи, срывов не было, но сейчас есть ощущение, что не будет августа. Глубина продаж резко упала.
Нас очень беспокоит ситуация с авиаперевозкой, на сегодняшний день нет ни графиков ни цен от ГТК «Россия». Обычно с 1 августа мы начинали продажи по зиме, а нынче -тормозим. Планируем поставить на рынок все свои традиционные зимние программы и даже новинку - ОАЭ.
Арнольд Риш, директор, «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга»:
Уменьшили объемы примерно на 30 %. До середины июля все шло нормально, а теперь – все наперекосяк. Греция, Турция и Испания шли хорошо. Не оправдываются наши ожидания по августу. Глубины продаж нет. Причину видим в нагнетании страстей по «свиному» гриппу, пожарам в Греции и Испании, также - в повышении стоимости авиаперевозки и т.д.
Ближайшая перспектива выглядит туманно, во всяком случае, не предвижу ничего хорошего до следующего летнего сезона.
Резюме.
Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии:
В целом, по разным странам и направлениям падение от 15% до 30% (это примерно уровень 2007 – 2006гг), меньше страдают массовые, недорогие направления и те, где раньше не было демпинга. Влияет цена, плюс колебание курса валют.
Главное, что петербуржцы продолжают путешествовать, так как это уже образ жизни, а также для многих - инвестиции в работоспособность. Спрос корректируется в сторону более экономичных туров, что выражается в выборе направления, отеля, культурной программы, сокращается длина поездки.
Как всегда, лидирующие позиции в абсолютных цифрах все равно занимает Турция, предлагающая наиболее оптимальное соотношение «цена – качество». Впрочем, она резко упала, так как турецкие отели и партнеры почти до середины лета не верили в кризис и держали старые цены и только сейчас их скорректировали.
В спину Турции «дышит» Греция (очень активный маркетинг, целый каскад приятных специальных предложений для клиентов и т.п.) и Болгария.
При этом:
- Сегмент свыше 3 тыс.$ на человека (элитный туризм, как правило, индивидуальный) падение 5% (минимальное падение), но меньше предложений от турфирм, т.к. для них велики риски по рентабельности, и экономия клиентов за счет исключения различных «излишеств».
Состоятельные люди не склонны жертвовать качеством поездок, но уменьшают их количество: не 5-6, а 2-3 раза в год.
- Сегмент от 1 тыс. $ до 3 тыс.$ падение на 30% и выше. Средний класс пострадал в большей степени.
- Сегмент до 1тыс.$ - сохранение количества туристов или даже рост за счет перемещения в этот сегмент среднего класса.
Многие отели предлагают бонусы (проживание 2 ребенка в номере бесплатно) и поощряют ранние бронирования.
В целом, спрос понизился на 1 (звезду, но иногда - повысился для тех, кто сохранил свои доходы и за те же деньги получает уникальную возможность повышения уровня отдыха).
По ценам:
- перевозка в начале сезона подешевела на 15-20%-30% (сейчас дорожает), отели - на 20%.
- исчезла глубина, но при этом, многие хотят вложить рубли, как защиту от девальвации.
До кризиса турист сначала определял страну/курорт/отель, а затем соизмерял желание со своими финансовыми возможностями. Сейчас основной критерий - цена.
В целом, люди готовы тратить на отдых суммы, в которые им обходился отдых год назад, причем в рублях, т.к. доходы остались в рублях, не зависимо от девальвации, соответственно сохранился спрос на более дешевые туры, например, летний Египет, Грецию, Болгарию, Хорватию, Черногорию, Италию. Здесь спад на 10%, т.к. не было демпинга и много «возвратных туристов», постоянных клиентов. Отсутствие глубины продаж и выжидательная тактика туриста, покупающего туры в последний момент дает преимущества безвизовым странам.
Особенности сезона:
- отсутствие «горящих туров», за редким исключением (начала сезона и т.п.), но большое количество спецпредложений и скидок при ранних покупках;
- отсутствие новых направлений;
- сокращение количества турагентств (магазинов путевок);
- рынок стабилизируется, без резких колебаний и резких падений и занимает выжидательную позицию.
Главное сегодня для турфирм – правильно и как можно быстрее оценить спрос.
Определяющими факторами будут:
- соотношение курсов валют;
- скидки по странам и направлениям;
- стоимость авиаперевозки;
- стоимость нефти;
- отсутствие пугающей информации в СМИ.
Показательная статистика направлений по всем российским туристам.
- По данным Кипрской организации по туризму, в июне нынешнего года на Кипр прибыло почти 24 тыс. российских туристов, что на 19% меньше, чем в июне прошлого года. Всего за первое полугодие остров Афродиты посетили более 60 тыс. россиян, что на 9% меньше, чем за аналогичный период года прошлого.
- Туристическое управление Таиланда прогнозирует в этом году прибытие примерно 270-275 тыс. российских туристов, что примерно на 17% меньше, чем в 2008 году. В июне число туристов из России уменьшилось по сравнению с июнем 2008 года всего лишь на 6%.
- По данным иммиграционной службы Республики Корея, въездной поток из России в Южную Корею в июне 2009 г. составил 16834 человек, что на 43,3 % больше по сравнению с июнем 2008г.
- Правительство Сербии утверждает, что она единственная страна в Европе, где по итогам пяти месяцев текущего года число иностранных туристов выросло. Въездной турпоток в Сербию за январь-май увеличился на 4% по сравнению с прошлогодними показателями. Все остальные страны региона имеют показатель падения примерно на 4%, Австрия, Чехия - даже на 20%.
- По данным министерства по туризму Израиля, в мае Святую Землю посетили 33 тысячи россиян, что на 10% превышает показатели того же месяца 2008 года. В апреле рост составил 4% после падения в первом квартале на 7%. С января по май число российских туристов достигло 124,5 тысяч. Причина: отмена виз для туристов.
- Департамент культуры и туризма Анталии сообщает: за январь-май 2009 года Турецкую Ривьеру посетили почти 359 тыс. российских граждан, что на 15% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Россияне заняли по посещаемости второе место после Германии. Всего турецкое побережье Анталии в январе-мае посетили 1,9 млн. иностранных туристов, что на 10,9% ниже показателей 5 месяцев прошлого года.
- Министерство по туризму Греции рассчитывает, что спад туризма в 2009 году не превысит девятипроцентный рубеж. За первые пять месяцев года число туристов, прилетающих в Грецию, снизилось на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности.
- Московское представительство по туризму Италии: за пять месяцев 2009 года количество поездок россиян в Италию сократилось на 26,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
- Центр исследований и аналитики TAK Oy: количество российских туристов, приезжающих в Финляндию, по сравнению с прошлым годом остаётся примерно таким же, но до Хельсинки россияне доезжают все реже. С приходом упадка в экономике, стало меньше покупаться зарубежных туров, но в петербургских турфирмах спрос на поездки в Финляндию наоборот вырос. Турам в дальние и экзотические страны люди предпочитают поездки без ночёвок в Финляндию.
Опубликовано: 30 июля 2009
Просмотров: 7478
Рубрики: Туристический бизнес, Туристский бизнес, Новости Российского Союза Туристкой Индустрии
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Новости этого источника
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook