Ангарск

Медведев потребовал радикально сократить число российских авиакомпаний

Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал радикально сократить количество действующих в России авиакомпаний. На совещании в четверг оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем глава государства сообщил, что даст соответствующее поручение правительству.

"Ситуация в области гражданской авиации в России должна быть радикально изменена, - сказал президент. - Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено, и сделать это надо в самые короткие сроки". По его словам, "необходимо, наконец, разобраться с тем, как работают авиаперевозчики". "Неоднократно говорилось о том, что их много, но я не видел решений, связанных с их слиянием и ликвидацией", - подчеркнул глава государства, попросив доложить о том, как ликвидируются маленькие компании, которые не выполняют нормативы. Медведев особо отметил, что говорит в данном случае не о последнем авиапроисшествии. "Здесь пока нет оснований подводить итоги, я говорю в целом о ситуации", - добавил он.

Медведев полагает, что должны остаться те авиакомпании, которые "имеют силы и средства, чтобы обслуживать парк, привлекать квалифицированный персонал и платить ему достойную зарплату". По его словам, правительству придется принять непростое решение по обновлению отечественного авиапарка, и приоритетом здесь должны быть не интересы российского авиапрома, а безопасность пассажиров. "Проблема парка есть, и правительству, видимо, придется принять очень непростое решение. Ценность человеческой жизни здесь должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя", - заявил Медведев.

Как отметил президент, "конечно, нужно думать о своих, но если они не способны раскрутиться, нужно покупать технику за рубежом". "Я дам поручение правительству, это должна быть большая программа, нужны будут большие деньги", - заявил глава российского государства. Сокращение числа российских авиакомпаний не скажется на регулярных авиаперевозках в стране, сообщил в четверг журналистам замглавы министерства транспорта РФ Валерий Окулов. Он уточнил, что Минтранс пока не определился, сколько авиакомпаний в России надо закрыть, но сделает это в будущем. "Мы пока не определили количество компаний предельное, которые будут работать на рынке, и, соответственно, сколько придется сократить", - сказал чиновник. Вместе с тем, как отметил Окулов, уже принятые решения приведут к значительному сокращению авиапарка в России и, возможно, объединению авиакомпаний.

Он напомнил, что с 1 января 2012 года вступают в силу новые правила, предусматривающие обязательное наличие на самолетах систем предупреждения столкновения с землей и предотвращения столкновений в воздухе. В случае с Ту-134, Ан-24 и Ан-26 это означает необходимость дооборудования этих самолетов. "Такими системами не оснащается большинство Ту-134, и те, на которых не устанавливаются системы, автоматически выведутся из эксплуатации", - сказал Окулов, добавив, что это касается и самолетов Ан-26 и Ан-24.

Еще одно нововведение, которое вступит в силу с 1 января 2012 года - на регулярные пассажирские рейсы будут допускаться только те авиакомпании, которые имеют 10 самолетов с количеством мест более 50, а с 1 января 2013 года - 20 однотипных самолетов. На сегодняшний день в России около 130 авиакомпаний, причем примерно 85% регулярных перевозок приходится на десять компаний, остальные - это небольшие компании, которые работают на местных воздушных линиях и чартерных перевозках.

Эксперты: уничтожение малых перевозчиков не решит проблем отечественной авиаотрасли

Сокращение числа авиакомпаний отрицательно скажется на внутренних авиаперевозках и приведет к росту цен на туристических направлениях, заявили корреспонденту "РИА.Туризм" представители российской туриндустрии. "Если решение о сокращение числа авиакомпаний будет реализовано, резко усложнится транспортная доступность отдаленных территорий России, куда большим перевозчикам летать неинтересно. Разумеется, это отрицательно скажется и на внутренних турпотоках. Такой огромной стране, как Россия, необходимо много авиакомпаний, но все они должны быть обеспечены качественной современной техникой. В США, например, буквально сотни авиакомпаний. Более того, нам надо экстренно развивать малую авиацию, создавать специализированные авиакомпании, иначе жизнь в дальних регионах, где и дорог-то толком нет, окончательно заглохнет", - считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

По ее мнению, надежность авиакомпании и количество бортов в ее воздушном парке - вещи не связанные. "Сократить, запретить - проще всего. Вопрос в том, может и хочет ли государство помочь перевозчикам с обновлением воздушного парка", - добавила она. При этом Тюрина подчеркнула, что заявление Медведева о том, что "ценность человеческой жизни должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя", внушает надежду, что страна в смысле обеспечения авиации надежными машинами "наконец-то пойдет по правильному пути".

Коммерческий директор туроператора Tez Tour Александр Буртин также считает, что проблемы возникнут в первую очередь у региональных перевозчиков и компаний, работающих в сегменте деловой авиации. "Что касается чартерных перевозчиков, осуществляющих перевозки по зарубежным туристическим направлениям, то здесь важно, что будет являться критерием оценки. Если количество самолетов - авиакомпании могут купить несколько сломанных Ан-24 и таким образом достигнуть требуемого объема парка. Если же объем перевозки - он не определяется количеством самолетов в парке компании. Чартерная авиакомпания Nord Wind входит в первую пятерку российских авиакомпаний по пассажиро-километрам. При этом любой перевозчик, который осуществляет международную перевозку, проходит очень серьезные проверки", - считает Буртин.

По словам генерального директора авиаброкерской компании"Авиачартер" Александра Морозова, количество авиакомпаний никак не связано с безопасностью полетов, так как маленькую авиакомпанию с небольшим число судов намного легче проверить. "Як-Сервис", которой принадлежал разбившийся самолет, - небольшая авиакомпания, которая осуществляет только VIP-перевозки. Такие компании управляются совершенно иначе, чем обычные перевозчики. Проблема, которая существует, и методы ее решения не связаны в данном случае. Сокращать количество авиакомпаний - значит, сокращать конкуренцию. Если авиакомпаний станет меньше - вырастут цены. Сейчас у нас между Москвой и Ниццей летает один "Аэрофлот", а между Москвой и Барселоной - множество авиакомпаний. Хотя в Барселону лететь дальше, билет стоит дешевле в разы", - отметил он.

Морозов добавил, что решение о закупке зарубежных самолетов можно только приветствовать. "Разрешение иностранной техники - отличная идея. Ввозные пошлины, которые сегодня существуют, очень высокие. Отечественные производители просто не могут произвести необходимое рынку число самолетов", - сказал он. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе добавила, что сокращение числа авиакомпаний неизбежно приведет к росту цен на внутренние перевозки, а значит и сокращению числа туристов, пользующихся услугами авиакомпаний для поездок по России. Глава пресс-службы Ростуризма Олег Мосеев считает, что сокращение числа авиакомпаний пойдет на пользу. "Рынку нужны надежные, предлагающие приемлемые тарифы и широкую сеть маршрутов авиакомпании. Иначе внутренний и въездной туризм развиваться не будет", - сказал он.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook