Тема недели
Площадка HOTELSTREET под кураторством Like4Like представит самые сильные кейсы индустрии и их авторов
В этом году на фестивале GASTREET в Сочи отдельное внимание будет уделено теме гостеприимства, развития отелей и загородных курортов. Куратором этого блока стала Ирина Орландини Авруцкая, основатель международной консалтинговой компании Like4Like и трендхантингового агентства GFT Agency.
Потребители "голосуют рублем" не в пользу России
Россияне тратят все больше денег за границей. Доля платежей, совершенных за рубежом в течение этого года, выросла до 28% по сравнению с 20,1% в 2010 году. По экспертной оценке Ситибанка, общий объем зарубежных трат наших граждан до конца 2011 года, включая расходы по кредитным картам, составит 3% от ВВП, или 40 млрд долларов.
Отток капитала за границу подрывает развитие отечественной экономики, ухудшая платежный баланс страны, беспокоятся эксперты. Тенденция говорит о том, что россияне не находят на родине соответствующих предложений на некоторые товары и услуги, отмечает Сергей Смирнов, директор института социальной политики Высшей школы экономики. Все больше потребителей также понимают, что покупать за границей зачастую гораздо выгоднее, чем в России - при низких зарплатах цены у нас значительно выше, чем в Европе и Америке. Экономия на шопинге зачастую полностью окупает еще и туристическую поездку. В итоге - деньги, которые могли бы осесть внутри страны, поступают в карман зарубежным производителям.
Росстат даже начал учитывать в статистике доходов населения зарубежные траты россиян по банковским картам. Прежде ведомством отмечались расходы граждан только внутри страны. В результате, реальные денежные доходы россиян в статистических показателях должны увеличиться, частично решив проблему четкого сегментирования домохозяйств, полагает г-н Смирнов. Правда, сделать это, по словам эксперта, стоило бы в момент начала нефтяного "бума" - тогда часть денег населения не получив удовлетворения в своей стране, "утекла" соответственно за рубеж.
Если в прошлом году основные траты пришлись на "бархатный" сезон - август и сентябрь, то в 2011-ом рост трат начался еще весной, интерес к заграничным поездкам практически не спадал после новогодних праздников. "С начала года мы наблюдаем значительный рост активности потребителей, превосходящий докризисный период, - говорит директор департамента кредитных продуктов Ситибанка Михаил Бернер. - Клиенты очень активно используют кредитные карты как в России, так и за рубежом".
В число лидеров среди стран по объему платежей в этот раз вошли привычные США (16% от общего объема трат), Италия (11%), Великобритания (8%), Франция (9%) и Испания (4%). При этом десятку самых популярных стран покинули Турция и Таиланд, а их место заняли Германия (3%) и Объединенные Арабские Эмираты (4%), говорится в исследовании Ситибанка.
Деньги и туризм
В этом году путешественники перестали экономить на проживании и стали отдыхать с комфортом: об этом, по мнению аналитиков, свидетельствует увеличение объема платежей за проживание в гостиницах (22%). Покупка одежды и обуви за рубежом остается неизменным приоритетом для россиян, выезжающих за границу (занимают первое место после оплаты гостиницы и составляют 15% от общего объема трат), особенно в Италию и Великобританию. Вновь выросли траты на ювелирные изделия и предметы роскоши, покупки в универмагах, супермаркетах и магазинах беспошлинной торговли.
Список стран, лидирующих по размеру средней транзакции, в 2011 году пополнили, в том числе, Малайзия и Маврикий. Последний превосходит показатели по средней стоимости самых крупных приобретений (средняя стоимость покупки составила $673) - на этом острове расположены дорогие отели и ювелирные магазины. А вот Португалия и Аргентина покорили российских туристов кожаными изделиями (6% от общего объема трат в этих странах). Израиль привлек внимание наших соотечественников, в том числе, и своими элитными медицинскими центрами: на траты в этой категории приходится 3%.
В целом, по сравнению с 2010 годом большая часть зарубежных расходов россиян пришлась на европейские страны, и меньшая - на Америку. Следует отметить, что существенная доля трат в США, Великобритании и Италии связана с покупками в интернете: так, две трети всех расходов, произведенных в США, были осуществлены в интернет-магазинах (63% от общего объема трат в этой стране). А в интернет-магазинах, зарегистрированных, например, в Люксембурге, были совершены практически 100% всех покупок, (3% от всех зарубежных трат).
Цифры свидетельствуют о достаточно стабильном положении среднего класса в России - к этой категории сегодня можно отнести не более 30% россиян, отмечает Игорь Поляков, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Однако говорить, о том, что граждане жить стали лучше, по мнению эксперта, пока рано. Несмотря на то, что денег тратить стали больше, зарплаты у многих с момента кризиса так и не изменились. Более того, реальные денежные доходы населения за первое полугодие, по данным Росстата, снизились на 1,4% по сравнению с январем-июнем 2010 года. Работодатели при этом только разводят руками, жалуясь, что невозможно проиндексировать оплату труда сотрудникам при таком росте налогов.
"Нынешняя ситуация с доходами близка к стагнации и застою, - отмечает Игорь Поляков. - Доходы действительно растут крайне низкими темпами. Вся ситуация свидетельствует о неустойчивости восстановления экономики в первой половине этого года". И даже при впечатляющем количестве выездов за рубеж (10-12 млн человек в год) большинство россиян все же пока не обладают значительными доходами для осуществления трат за границей, более того, не имеют тех средств, которые позволяют им жить безбедно внутри нашей страны, резюмирует г-н Смирнов.
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook