Гостиничный рынок России показал ощутимый рост

Недавно в Каннах прошло влиятельное и престижное мероприятие в сфере недвижимости — международная выставка MIPIM 2017, на которой собираются архитекторы, девелоперы, госслужащие, юристы, представители банков и различных финансовых структур, а также тысячи инвесторов. В ходе выставки эксперты поделились мнением о том, что гостиничный бизнес является самым устойчивым среди сегментов коммерческой недвижимости в России, несмотря на экономический кризис.

В 2016 году российский гостиничный рынок продемонстрировал ощутимый рост. Значительная часть отелей смогла повысить цены на 12 – 15 %, поэтому показатели улучшились. Но пока ещё не достигли докризисного уровня.

По итогам прошлого года средняя загрузка отелей в российской столице увеличилась на 4 % и достигла 70 %, средний тариф (ADR) вырос на 6% и составил 7500 рублей за 1 ночь. Также повысился показатель RevPAR — доходность на номер. Он стал больше на 13,7 % и составил 5300 рублей. Многие столичные объекты впервые после 2013 года смогли выполнить годовой бюджет. А часть отелей его даже перевыполнила.

В Петербурге показатели также выросли. Средняя загрузка выросла на 2 % и составила 67 %. Средний тариф (ADR) вырос на 15 % и составил 6000 рублей за 1 ночь. RevPAR увеличился больше всего. Он вырос на 19% и составил 3800 рублей. Аналитики отметили, что операционные показатели гостиничного рынка Санкт-Петербурга достигли рекордных уровней в рублёвом выражении.

В регионах также было заметно оживление, но в каждом конкретном городе показатели свои. По словам игроков гостиничного рынка, стабильный рост турпотока, который происходит в течение нескольких последних лет, позволить обеспечить высокую загрузку отелей и гостиниц, расположенных на территории России. При этом высокая загрузка будет во всем сегментах и в текущем году. Такая тенденция даст возможность отельерам повысить тарифы и в этом году, в среднем они станут больше на 15 – 20 %. Гостиничный бум будем продолжаться в тех городах, где будет проходить ЧМ – 2018 по футболу.

Олег Янтовский — глава российского представительства инвестиционного фонда Hermes-Sojitz отметил, что сфера гостеприимства способна мгновенно реагировать на внешние изменения. Он объяснил, что гостиничная недвижимость может быть гибкой и рентабельной, так как руководство отелей знает, как работать в кризис и максимизировать выручку при экономическом росте. Механизмы офисной и торговой недвижимости работаю по-другому, так как в большинстве случаев, такая недвижимость сдаётся на длительный срок, а это не позволяет быстро реагировать и подстроить арендные ставки под рынок и темпы инфляции.

Татьяна Веллер — глава департамента гостиничного бизнеса компании JLL рассказала, что гостиничный сегмент — единственный, где есть возможность управлять ценами на номера «чуть ли не посекундно». Поэтому в Америке и в странах Европы отели давно являются инструментов хеджирования общих рисков портфеля коммерческой недвижимости для пенсионных фондов.

По прогнозам экспертов, в 2017 году будет расти рынок внутреннего туризма. Алексис Деларофф — региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ рассказал, что большая часть гостей российских отелей (70 %) — это граждане России и их доля с каждым годом увеличивается.

Специалисты британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young провели опрос среди жителей 13 городов-миллионников. Большая часть опрошенных (3/4) собираются провести отпуск, не выезжая за пределы страны. В ряде регионов этот показатель доходит до 84 %. В Москве, наоборот, он немного ниже — всего 66 %.

Внутренний туризм растёт. Но уменьшается поток иностранных туристов, приезжающих в Россию.

По подсчётам профессионалов индустрии гостеприимства, работающих в компании Top Hotel Experts, количество иностранных гостей в прошлом году стало меньше на 9 %. При этом на 6 % уменьшилось количество туристов, приезжающих в Россию из стран дальнего зарубежья.

По данным, предоставленным компанией CBRE Group, оказывающей услуги в сфере коммерческой недвижимости, доля гостей из-за рубежа в российских отелях падает с каждым годом. Это почти не зависит от экономической ситуации внутри страны. Если 22 года назад доля иностранных гостей в отелях и гостиницах была на уровне 80 – 90 %. То в настоящее время количество иностранных гостей составляет только 40 %.

Марианна Романовская — директор по консалтингу компании GVA Sawyer приводит свои данные. По итогам прошлого года доля иностранных туристов, которые воспользовались услугами коллективных средств размещения составила всего 12 %. Остальное — это российские туристы. По итогам первого квартала этого года структура гостей в российских отелях не поменялась. По предварительным прогнозам, уровень внутреннего туризма будет на уровне 2015-2017 годов. При этом будет наблюдаться кратковременный рост турпотока в тех российских городах, где будут проводится игры Кубка Конфедераций FIFA 2017.

По её мнению, турниры мирового масштаба дадут толчок к развитию гостиничного рынка в регионах. Прежде всего в городах, где будут проходить матчи КК-2017 и ЧМ-2018. Менее всего рост будет заметен в Сочи и в Казани. Так как там гостиничный бум уже был перед Олимпиадой-2014 и Универсиадой-2013.

Дмитрий Шицле — управляющий директор инвестиционного фонда VIYM во время выступления на MIPIM сделал заявление о том, что в большинстве российских регионов не нужны гостиницы категории 5 *. Но мнения экспертов по этому вопросу разделились.

Елена Лысенкова — генеральный директор Hospitality Income Consulting сказала, что это совершенно верно и спрос на дорогие номера есть только в Москве и в Санкт-Петербурге, в некоторых городах с миллионным населением и в ряде курортных регионов. В других городах гостиницы категории 4 * и 3 * могут удовлетворить спрос премиум-клиентов, предлагая им номера категории «сьют», «супериор» и «люкс». Обычно таких номеров примерно 40 и немного больше на весь город. По её словам, отели категории 3 * пользуются у туристов наибольшим спросом.

Олег Янтовский с такими рассуждениями не согласен. Он считает, что образ России как туристически привлекательной страны ещё только формируется и пока не каждый регион может предоставить высокий уровень гостиничного сервиса взыскательным постояльцам. Он уверен, что если думать о перспективах развития отрасли, то вышесказанное утверждение неправильно. Так как крупные гостиничные операторы сейчас делают акцент на отели категории 4 * и 5 *, так как именно они остаются наиболее прибыльными. Поэтому наличие отелей высшей категории — это очень важно для любого российского региона, который составляет привлекательность для туристов. Также он уверен, что отсутствие отелей, соответствующих мировым стандартам качества, влияет на то, что посещаемость таких регионов крайне низкая.

По различным оценкам в этом году в России собираются открыть от 3000 до 6700 брендированных гостиничных номеров. Это в два раза больше, чем в прошлом году. При этом больше половины из них будут находиться под управлением международных гостиничных операторов.

Ольга Архангельская — руководитель группы Ernst & Young сообщила что до конца этого года в России ожидается открытие 32 гостиниц, из них 20 объектов в 14 городах будут открыты под вывесками семи международных сетей. Гостиницы будут открыты в Волгограде, Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новороссийске, Ульяновске, Ростове-на-Дону, Саранске, Сочи и в городе Переславль-Залесский. То есть основная доля придётся на те города, которые итак являются лидерами российского гостиничного рынка.

Татьяна Веллер также отметила, что в 2017 году будут вводиться гостиницы "новых старых" игроков рынка — гостиничных операторов, которые несколько лет не открывали новые отели на территории России. Будут открыты два отеля Hyatt в Москве и во Владивостоке. Откроют Golden Tulip в Московской области. В Санкт-Петербурге появятся новые для города операторы: Meininger Hotels и Lotte Group.

Из самых ожидаемых проектов можно назвать "Hyatt Золотой Рог", который строился к саммиту АТЭС 2012 года во Владивостоке, но только в этом году начнёт принимать гостей.

В России сейчас заметен бурный интерес и к покупке, и к строительству отелей и сервисных апартаментов. Станислав Ивашкевич — замдиректора по развитию индустрии гостеприимства компании CBRE говорит о том, что среди инвесторов, в основном российские игроки, так как иностранным инвесторам неинтересно строить отели с нуля.

В последнее время зарубежные инвесторы неохотно вкладывают свои деньги в гостиничный рынок, так как боятся высоких рисков. Российские инвесторы, наоборот, считают такие проекты способом диверсификации своих активов, прежде всего в сегменте небольших объектов.

На российском гостиничном рынке, как и в прежние несколько лет очень мало профильных инвесторов. Часто владельцами отелей становятся собственники, которые приобрели крупный бизнес и на балансе которого есть гостиничные объекты. Это объясняется тем, что российские предприниматели привыкли к высокой норме доходности, а гостиничный бизнес в этом плане консервативен.

На развитых рынках игроки готовы к долгой окупаемости проектов. Однако гостиничный бизнес в России пока только начинает приходить к этому. В России ещё много места для сетевых операторов и зарубежных брендов, так как доля качественного сетевого номерного фонда крайне низка в общем объёме гостиничного предложения.

Наталья Розенблюм — управляющий партнер Top Hotel Experts подчеркнула, что на российском гостиничном рынке наиболее активны средние и небольшие компании, которые более гибкие и адаптивные.


  источник: prohotel.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook