Ангарск

Тема недели

Высокотехнологичные онлайн замки iLocks для отелей – встречайте будущее индустрии гостеприимства! В 2023 году российский разработчик и производитель электронных замков, компания iLocks, представляет революционный программно-аппаратный комплекс iLocks Online.

Размещено:

Россия вступила в борьбу за туриста

Инвестировать в туризм России — очень сложная задача. Могу привести пример одной хорошей базы на Соловках: для того, чтобы ее окупить, хозяевам, по их подсчетам, понадобится 125 лет. Существующий поток туристов не всегда покрывает даже ежемесячные расходы на содержание объекта. Наша компания в итоге решила строить базу на Сейшелах. Вложили полтора миллиона долларов, проект окупился через три года, сейчас продолжаем его развивать, наращивать. Мыслей строить что-то в России пока нет — найти здесь проект с подобными экономическими показателями невозможно», — говорит Виктор Пепелин, директор туристической компании, входящей в ГК «Экспедиция» и работающей в сегменте охоты и рыбалки.

Туристическая отрасль в России сегодня действительно развита очень слабо. Ее доля в ВВП составляет чуть больше 1%, тогда как в развитых туристических странах этот показатель достигает 15–20%. На мировом рынке туризма российский сегмент занимает не более 3%, хотя потенциал его чрезвычайно высок: по данным международной организации «Всемирный экономический форум», в мировом рейтинге конкурентоспособности стран в турсекторе Россия по природным богатствам занимает пятое место, а по количеству культурных ценностей — девятое. Это означает, что при должном развитии туристического сектора наша страна вполне может войти в первую десятку самых привлекательных для туристов направлений.

Пока же страна в самом начале этого пути. Инвестиционная привлекательность отрасли очень мала — окупаемость туристических проектов может составлять десятки лет. За туриста приходится конкурировать с большим количеством стран, предлагающих продукт с гораздо лучшим соотношением цены и качества. Одним из инструментов, способных обеспечить отрасли прорыв, эксперты называют федеральную целевую программу (ФЦП) «О развитии въездного и внутреннего туризма в РФ до 2018 года», принятую в минувшем июле. В рамках этой программы государство готово выделить 96 млрд рублей на софинансирование ряда туристических кластеров по всей территории страны. Объем государственного (федерального плюс регионального) финансирования составит около трети всех инвестиций в проекты (это покроет затраты на создание инфраструктуры), а значит, общий объем инвестиций в российский туристический сектор в ближайшие годы превысит 300 млрд рублей, не считая вложений в развитие туризма на Северном Кавказе и в постолимпийском Сочи (подробнее о проектах на Кавказе см. "Горячая точка на карте туризма"). Подобных финансовых потоков туристическая отрасль еще не знала.

Точки роста

Состояние туристической отрасли сильно отличается от региона к региону. Традиционно развиты в туристическом отношении Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край с его курортами, маршрут «Золотое кольцо». В последние годы активно набирают темпы роста и другие регионы — Байкал и Прибайкалье (как со стороны Иркутска, так и в Бурятии), Алтай, Северо-Запад (Тверь, Вологда, Великий Новгород и другие города новгородской земли — «Серебряное кольцо»), Казань, Калининградская область, Камчатка (рыболовные туры туда распроданы на два года вперед), Ханты-Мансийск. Появляются и новые перспективные проекты в Ярославской, Рязанской, Псковской, Ульяновской, Ивановской областях. Практически во всех названных регионах рост туриндустрии связан с усилением активности местной власти, без которой развитие отрасли было бы невозможно.

«Сегодня в Ханты-Мансийске самый высокий в России показатель по числу мест размещения в соотношении с числом местных жителей — 1000 номеров на каждые 70 тысяч человек, — рассказывает Алексей Мусакин, генеральный директор компании Cronwell Management, развивающей одноименную сеть отелей. — Загрузка отелей имеет довольно высокие показатели, в пиковые моменты, например в марте нынешнего года, она доходила до 120 процентов. А ведь еще в начале 1990-х в этот город с деревянными тротуарами приезжали только нефтяники на вахту». Когда администрация региона поняла, что для решения социальных проблем (занятость населения, создание комфортной городской среды, выход из географической изоляции) городу кроме нефтедобычи необходимо развивать и другие направления, выбор пал на горнолыжный и биатлонный комплексы. Взяв на себя строительство этих якорных объектов, к возведению гостиничных комплексов власти привлекли частных инвесторов. Сегодня в городе регулярно проходят крупные российские и международные чемпионаты по зимним видам спорта, спортивные команды из разных регионов проводят тренировочные сборы, не так давно город провел шахматную олимпиаду. К саммиту Россия—ЕС, прошедшему в Ханты-Мансийске в 2008 году, за счет регионального бюджета были возведены дороги, а частные инвесторы вложились в строительство загородного комплекса «Добрино» с охотничьими угодьями и комплекса отелей «Югорская долина» с минеральными источниками, спа и прочей инфраструктурой. В результате одни только санаторно-курортные мощности (не считая спортивных и деловых) региона принимают сегодня 60 тыс. туристов ежегодно, а ведь это совсем не курортная зона — суровая Сибирь с коротким летом. Для того чтобы ослабить налоговую нагрузку на бизнес и стимулировать установление конкурентоспособных цен, местные власти на 50% снизили налог на имущество для предприятий, работающих в гостиничном секторе.

Собственные программы развития туризма имеют все перечисленные выше регионы. Так, в Калининградской области предусмотрено финансирование туротрасли в размере 7 млн рублей ежегодно, в Татарстане на это выделяют 10 млн рублей. Но с принятием ФЦП развития туризма у региональных властей появились новые возможности. «Мы начали развивать близ Казани три туристических кластера — Великие Булгары, Свияжск и Камские Поляны — еще до принятия ФЦП, но федеральное софинансирование позволит осуществить на этих объектах больше проектов, закончить их быстрее», — рассказывает Сергей Иванов, заместитель министра туризма и спорта Татарстана. В Калининградской области также планируют использовать возможности программы. «После того как в приморском городке Пионерском была построена резиденция президента РФ, эта территория получила новый импульс для развития, — рассказывает Елена Кропинова, директор Агентства по туризму Калининградской области. — Есть все предпосылки для того, чтобы туда приезжали для переговоров официальные лица европейских государств, представители крупного бизнеса — это близко и удобно. Инвесторы готовы строить места размещения. Наша задача — укрепить и благоустроить береговую линию, довести прибрежный променад от курорта в Светлогорске до Пионерского. Надеемся осуществить все это в рамках ФЦП». Сегодня Калининградская область испытывает насущную необходимость в расширении номерной базы отелей — в высокий сезон (с мая по сентябрь) загрузка гостиниц вот уже второй год превышает 100%. Дефицит мест размещения ощущается даже в конце сезона: в нынешнем сентябре большинство гостиниц, от Radisson и Heliopark до мини-отелей и гостевых домов, были переполнены.

«В ближайшие годы мы хотим нарастить номерной фонд почти на треть, с 20 тысяч номеров до 27 тысяч, таково требование FIFA (Калининград — один из претендентов на проведение матчей чемпионата мира по футболу. — “Эксперт”)», — говорит Елена Кропинова. Другая задача — помочь инвесторам загрузить весь этот фонд в низкий сезон. Для этой цели в Светлогорске еще до кризиса началось строительство якорного объекта — крытой концертной площадки на полторы тысячи мест, которая подойдет для проведения фестивалей, форумов, других мероприятий, значимых на рынке событийного туризма. Например, калининградцы мечтают перетянуть на эту площадку музыкальный фестиваль из Юрмалы.

Новое дыхание в ближайшее время обретет и один из старейших туристических маршрутов России — «Золотое кольцо». В Ярославской области, под Переславлем-Залесским, в скором времени появится новый курорт — масштабный рекреационный комплекс, рассчитанный на одновременный прием 3900 туристов. Туристический кластер с общим бюджетом 12 млрд рублей частично финансируется в рамках ФЦП. Управлять отелями будет международный гостиничный оператор Wyndham, представленный брендами Days Hotel и Ramada. По словам Натальи Казаковой, исполнительного директора компании Rusresorts (девелопер проекта), уже в следующем году будет введена в строй первая очередь курорта. Строительство части объектов второй очереди, к которой относятся тематический парк, конференц-зал, спортивный комплекс, аквапарк, фитнес-центр, спа-салон, семь гостиничных комплексов, пансионат для пенсионеров и проч. (всего 44 инфраструктурных объекта), уже началось. Новый многофункциональный всесезонный курорт позволит создать в области 5 тыс. новых рабочих мест, поток туристов вырастет на 0,8–1 млн человек (по итогам прошлого года число туристов в Ярославской области составило 1,5 млн человек).

Проект в Рязанской области не такой масштабный, но и он существенно оживит туристическую отрасль региона. Как рассказала Ирина Никифорова, ведущий специалист комитета по культуре и туризму Рязанской области, строительство гостинично-развлекательного комплекса «Окская жемчужина» (с фитнес-центром, закрытым аквапарком и прочей инфраструктурой) и яхт-клуба «Семь футов» (многопрофильный гостинично-оздоровительный комплекс) на территории села Поляны Рязанского района уже ведется местными инвесторами. Следующий объект — расширение и реконструкция Музея-заповедника Сергея Есенина. Администрация области приобрела под него землю, сейчас разрабатывается проектно-сметная документация и ведется активный поиск и отбор лучших инвестиционных предложений. После осуществления проекта кластера в области рассчитывают нарастить поток туристов в несколько раз — с нынешних 220 тыс. почти до миллиона.

Партнерство не только в деньгах

Когда речь идет о государственно-частном партнерстве, вовсе не обязательно имеется в виду софинансирование властями (федеральными или региональными) каких-либо проектов частных инвесторов. Иногда достаточно использовать простые административные инструменты. Об этом рассказывает Дмитрий Колесников, председатель правления совета директоров Cronwell Hotels & Resorts: «Для некоторых видов деятельности, которые региональные власти хотели бы развить в регионе, они имеют возможность вводить понижающий коэффициент при налогообложении. Эта возможность особенно важна для субъектов малого и среднего бизнеса, которых в туризме огромное количество. Власти Бурятии, например, ввели такой понижающий коэффициент — налоги для небольших отелей и баз отдыха снизились в десять раз. Сразу же вдоль Байкала стали появляться подобные отели, просто как грибы. Мы же выходили на Министерство регионального развития с предложением ввести налоговый вычет для тех, кто посещает курорты внутри страны, это могло бы стать дополнительным стимулом для наших туристов остаться дома — чуть снизить ценовую разницу в пользу местных туробъектов. Нашу идею не поддержали, ответили, что это большая нагрузка на бюджет, которую государство не может себе позволить. А то, что у нас отрицательное сальдо туристов: 2,5 миллиона въезжает и 10 миллионов выезжает, вывозя из страны по 7,5 миллиарда долларов ежегодно, — это государство может себе позволить?».

 

Еще один пример нерачительного подхода властей — повышение ставок единого социального налога. «Ставки остались низкими для предприятий, развивающих высокие технологии, — спору нет, это направление экономики нужно развивать, но парадокс в том, что чем технологичнее предприятие, тем меньше там сотрудников, тем менее значим для них ЕСН, а в туризме занято очень много людей, которых не уволишь в низкий сезон. В такие периоды налоговая нагрузка просто разорительна. Как такой подход согласуется с декларацией первых лиц государства о том, что мы будем развивать в стране туризм?» — недоумевают профессионалы туристического рынка. Другие возможности частно-государственного партнерства касаются продвижения местных турпродуктов как на внешний, так и внутренний рынок. Опыт развитых в туристическом отношении стран (например, Египта, Турции, Туниса) показывает, что государственные структуры, развивающие туризм, готовы предоставлять частным туроператорам, организующим поток туристов на их курорты, финансовые гарантии на случай потерь от невыкупленных номеров и мест на авиачартерах, а также спонсировать рекламные кампании этих фирм в отношении принимающей страны. Первые примеры подобного партнерства появляются и в России. Так, Сергей Шпилько, председатель комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы (ранее — руководитель Агентства по туризму России), рассказал «Эксперту» о заключении контракта между комитетом по туризму и крупнейшим международным туроператором TUI о кампании продвижения Москвы как туристского направления. В рамках этого соглашения уже прошла большая конференция, совмещенная с инфотуром для 50 туроператоров со всего мира, многие из которых никогда не работали с Москвой. Впереди пресс-тур для 100 иностранных журналистов, которым намерены показать красоту зимней Москвы: заполнить город туристами в низкий сезон — одна из важнейших задач начавшейся рекламной кампании.

Подобный инструмент в прошлом году использовали и в Татарстане: Сергей Иванов рассказал о контракте с «Интуристом», совместно с которым министерство туризма Татарстана провело тур по Великобритании, рассказывая о туристских возможностях региона. «Интурист» привлекался татарстанским министерством и для проведения рекламной кампании внутри страны. Результат налицо — сегодня Казань стала привычным направлением тура выходного дня для многих жителей Центра и Урала: москвичей, питерцев, екатеринбуржцев, пермяков.


  источник: expert.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника