Гостиницы идут в аэропорты

Активное развитие пассажирских авиаперевозок примерно в середине 60-х годов прошлого века способствовало началу не только эпохи массового туризма, но и большого интереса к гостиничному бизнесу. С того времени связь между авиакомпаниями и гостиничными операторами только усиливалась, принимая формы различных маркетинговых мероприятий, разработки общих стратегий продаж и тактических усилий, направленных на повышение доходов и сокращения потерь от нереализованных услуг. И, конечно, наиболее очевидная связь установилась между гостиницами и аэропортами или аэровокзалами, что в целом соответствует логике гостиничного бизнеса, повсюду сопровождающего туристов. Подобно тому, как в эпоху активного строительства железных дорог гостиницы «шли следом» за вокзалами, в период становления массовых авиаперевозок по всему миру стали появляться отели возле аэропортов. Для таких гостиниц типичными целевыми рынками являются пассажиры отложенных, опоздавших или отмене! нных авиарейсов, транзитники, а также персонал, обслуживающий авиалинии.
В целом можно сказать, что отели при аэропортах рассчитаны на платежеспособных клиентов, ценящих свое время и комфорт. Наверное поэтому эти объекты размещения довольно скоро расширили свое предложение за счет предоставления залов для проведения конференций. Услуга привлекла внимание представителей определенного сегмента рынка - бизнесменов, которые прилетели на короткие переговоры или для участия в конференции и хотят свести к минимуму время, затраченное на передвижение - как между городами, так и внутри города.
Помимо указанных выше целевых групп гостиницы при аэропортах могут быть востребованы фирмами, работающими в прилегающей зоне, насыщенной, как правило, различными складскими и офисными площадями, на которых трудятся торговые и логистические компании. Нередки случаи, когда территория вокруг аэропортов объявляется экономической зоной с особым налоговым статусом, что также способствует активизации здесь деловой активности, а следовательно, спроса на гостиничные услуги.

В то же время, для экономики гостиничного предприятия соседство с аэропортом не всегда является простым и однозначно выгодным делом: основной источник спроса здесь - транзитные пассажиры, проводящие в отеле несколько часов. Для привлечения этой клиентуры требуется устанавливать существенные скидки, притом, что ускоренная оборачиваемость номерного фонда при такой схеме эксплуатации требует повышенных эксплуатационных издержек. Это сокращает прибыль гостиницы с соответствующими последствиями для окупаемости проекта. «Конкурентом» гостиницам может стать даже здание аэровокзала: наличие уютных скамеечек позволяет наименее платежеспособным категориям граждан экономить на пребывании в отеле. Не потому ли в некоторых аэропортах стараются свести к минимуму сидячие места?
Хотя, конечно, в развитых странах проблема ночного пребывания в аэропорту решается более цивилизованным путем, например, многообразием ценового предложения окрестных средств размещения. Так, в Париже, в аэропорту Шарля де Голля, можно остановиться в пятизвездочном Хайатте, Хилтоне или Шератоне, а можно и в Формуле 1, где номер стоит €10 за ночь, включая трансфер от аэропорта до отеля.
Класс гостиницы при аэропорте и ее ценовая политика существенным образом зависят от статуса «воздушных ворот»: работа в сегменте международных перевозок позволяет строить более дорогие гостиницы повышенной комфортности, тогда как внутренние перелеты обычно более демократичны. Аэропорты, являющиеся крупными пересадочными узлами, как, например, Париж, Лондон или Москва, генерируют более высокий спрос на временное размещение, чем пункты конечного назначения, такие как Санкт-Петербург, Анталия или Рим.
В Москве статус международных имеют три аэропорта. 

 Фактически на данный момент только «Шереметьево» является реальным стыковочным узлом между международными и внутренними рейсами, а также пунктом стыковки международных транзитных рейсов. Это определяет существующий уровень развития гостиничной инфраструктуры в этом и других аэропортах Москвы, а также перспективы развития этого направления. На сегодняшний день гостиничная инфраструктура «Шереметьево-2» качественно и количественно превосходит предложение конкурентов.

На планы строительства гостиничных объектов и их распределения по территории Москвы серьезное влияние оказывают существующие аэропортовые зон, а также проекты их развития. Как показывает таблица, в среднесрочной перспективе заметно возрастет влияние «Внуково», который может существенно повысить свою значимость для города, и не только за счет строительства нового международного терминала, но и благодаря усилению роли этого аэропорта как правительственных воздушных ворот Москвы.

На сегодняшний день «Внуково» - наиболее динамично развивающийся аэропорт, что находит подтверждение в последних новостях гостиничной сферы. Здесь проведена реконструкция гостиницы «Экипаж», предназначенной для отдыха летного состава. Пока обновление коснулось номерного фонда и инженерных сетей здания, на очереди - строительство оздоровительно-развлекательного комплекса с бассейном, сауной, тренажерным залом, бильярдом и прочими атрибутами четырехзвездочного отеля.

Очевидно, не ниже 4 звезд будет и новая гостиница на 400 номеров, которую предполагается открыть в зоне аэропорта к 2007 году. До этого времени закончится реконструкция гостиницы «Внуково», прежде предлагавшей довольно скромный комфорт и минимум дополнительных услуг.
К 2007 году вместимость средств размещения «Внуково» увеличится почти втрое по сравнению с сегодняшним днем, при этом всем клиентам гостиниц в этом аэропорту гарантируется европейские стандарты качества в обслуживании. Это говорит о серьезности намерений руководства превратить аэропорт в современный международный транспортный узел, привлекательный для пассажиров и авиакомпаний.

В то же время, для инфраструктуры аэропорта важны не только дорогие отели, предлагающие расширенный набор услуг, но и гостиницы эконом-класса, которые тоже могут и должны предлагать те же «европейские стандарты обслуживания». Основная «экономия» в недорогих гостиницах достигается за счет оптимизации пространства, автоматизации обслуживания и удешевления оснащения номеров и всего здания отеля.

Например, в лондонском Хитроу открылись гостиницы, стоимость проживания в которых сопоставима с поездкой на поезде-экспрессе, связывающем аэропорт и столицу. Правда, номера в этих отелях настолько малы, что практически все свободное пространство занимает кровать. Но и такой формат позволяет предложить клиентам все основные блага цивилизации - душ, плоский телевизор, спокойный сон на чистой постели.

Можно, конечно, критиковать Москву за стремление к «роскоши» и пренебрежение развитием более скромных, но не менее нужных средств размещения. Но рыночная экономика имеет свои законы, согласно которым «пирамида» гостиничного рынка заполняется с верхнего сегмента, по мере насыщения которого средства инвесторов устремляются в незаполненные еще ниши. А это дает основание предполагать, что рано или поздно в аэропорты Москвы придут отели на любой вкус и кошелек.

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook